Лолларды

Лолларды в Энциклопедическом словаре:
Лолларды - (англ. - ед. ч. lollard), народные проповедники, участникиантикатолического крестьянско-плебейского движения в Англии и другихстранах Зап. Европы (впервые появились в Антверпене в нач. 14 в.). Сыграливажную роль в подготовке восстания Уота Тайлера 1381 в Англии (их идеологДж. Болл стал одним из руководителей восстания.), а также Реформации.

Значение слова Лолларды по Религиозному словарю:
Лолларды - Христианская ересь позднего средневековья.

Значение слова Лолларды по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лолларды (Lollards) — название религиозных обществ, сначала имевших в виду лишь благотворительность, но позже, особенно в Англии, восстававших против иерархии, монашества и учения о таинствах католической церкви. Самое название Л. связывали с мифическим Вальтером Лоллардом, но правильнее его производить от нижнегерманского слова "lullen, lоllen" — "тихо петь", "напевать погребальные песни". Впервые с этим названием мы встречаемся около 1300 г., когда в Антверпене явилось общество Л. для ухода за больными и погребения умерших во время моровой язвы. Члены общества ввиду их умеренной жизни и бедной внешности назывались Matemans — "бедняками", по патрону своему, св. Алексию (см.), — алексианцами или братьями св. Алексия, по житию в кельях — целлитами (fratres cellitae), по заунывному пению над покойниками — Л. Оно распространилось в Нидерландах и Германии; были организованы и женские общины. Часто отождествлявшиеся с бегинками и бегардами Л. преследовались духовенством и нищенствующими монахами и часто гибли по приговорам инквизиции, пока Иоанн XXII в 1318 г. не дал им условной терпимости. В Англии имя Л. впервые встречается в 1387 г. как название сторонников Виклифа. Первые 10 лет после смерти реформатора они имели здесь большую силу, массами проповедовали перед простым народом и распространяли в нем знакомство с библиею; их поддерживали оксфордский унив. и многие из знати. В 1395 г. Л. подали петицию в парламент, прося реформировать всю английскую церковь на новых началах: уничтожения светских владений церкви, целибата, литургии и т. д. Эта петиция была сурово отклонена королем, и с тех пор значение Л. падает. В 1399 г. вступил на престол Генрих IV, опиравшийся, между прочим, на церковь; это привело к изданию в 1400 г. акта de haeretiсо comburendo, положившего начало казням Л. в Англии. Архиепископ кентерберийский Арундель в 1406 г. принял меры к очистке от Л. оксфордского университета, а в 1408 г. провел на конвокации ряд суровых "конституций" против Л. Окончательным торжеством его над знатными Л. было сожжение как еретика лорда Кобгема. Воинственность, охватившая весь английский народ после побед Генриха V, сделала лоллардов как противников войны предметом насмешек. Тем не менее среди простого народа они еще удерживались, как это видно из распространенности памфлетов, возникших на рубеже XIV и XV в.: "Видения Петра Пахаря" Лэнгланда и "Молитвы пахаря", в которых Л. являются совершенно отделившимися от господствующей церкви. Из Англии Л. перешли в Шотландию; Нокс называет предшественниками реформации Л. Кэйля и Эйршира. В самой Англии Л. существовали до времен реформации и немедленно по восшествии на престол Эдуарда VI были освобождены от преследований. Связь их с реформационным движением XVI в. сказалась главным образом в распространении знакомства с Библиею на отечественном языке.

Определение слова «Лолларды» по БСЭ:
Лолларды - [англ., единственное число lollard, от средненидерл. lollaert(d), буквально - бормочущий (молитвы)], участники крестьянско-плебейского движения 14 в. в Англии, а также в некоторых др. западноевропейских странах, принявшего характер антикатолической ереси. Впервые появились в Антверпене около 1300. В Англии выступили с начала 1360-х гг. (проповеди Дж. Болла), хотя впервые в английских источниках название Л. официально употреблено в 1387. Активизации Л. способствовало усиление социальных противоречий во 2-й половине 14 в. Выступая на улицах селений и рыночных площадях, Л. вслед за Дж. Уиклифом отвергали привилегии католической церкви и требовали секуляризации её имущества.
В то же время Л. значительно усилили социальное звучание своих проповедей. Они резко критиковали несправедливость феодального строя, требовали отмены барщины, десятины и налогов, уравнения сословий. Хотя Л. не выступали с прямым призывом к восстанию, их проповеди помогали народным массам формулировать конкретные социальные требования. Л. сыграли большую роль в идеологической подготовке Уота Тайлера восстания 1381, а Дж. Болл стал одним из его вождей. После подавления восстания усилилось преследование Л.; на основе статута 1401 о сожжении еретиков начались их казни. Многие Л. вынуждены были переселиться на континент и в Шотландию. В самой Англии приверженцы Л. сохранились вплоть до начала 16 в., способствуя подготовке английской Реформации.
Лит.: Петрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера, 4 изд., М., 1937; Gairdner J., Lallardy and the reformation in England..., v. 1-4, L., 1908-13.
Г. Р. Левин.

Лолейт    Лолларды    Лоллобриджида