Лоррен
Лоррен в Энциклопедическом словаре:
Лоррен - (Lorrain) (наст. фам. Желле - Gellee) Клод (1600-82), французскийживописец и график. Представитель классицизма. В торжественные покомпозиции ''идеальные'' пейзажи вносил лиризм, мечтательно-элегическоенастроение, тонкие эффекты освещения (серия ''Времена суток''). Мастеррисунка и офорта.
(Lorrain)
Клод (наст. имя
Клод Желле - Claude Gellee) (1600 -Шамань,
близ Нанси - 23 ноября 1682, Рим),
французский пейзажист, один изосновоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. БиографияРодился в семье крестьянина в Лотарингии,
отсюда его
прозвище - Лотарингец(по-французски - Лоррен).
Первые уроки рисунка получил у
своего брата ЖанаЖелле, резчика по дереву.
Около 1613 приезжает в Италию, становится слугоюсначала художника Кавалера
Арпино, затем - Агостино Тасси.
Вместе с Тассии немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе,затем - в Риме. В 1625
Лоррен через Венецию и Баварию возвращается вЛотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси.В 1627, уже
навсегда, переезжает в Рим -
Италия становится его новойродиной. К 1629 относится
первая датированная
картина ''Пейзаж со стадом икрестьянином'' (Музей искусств, Филадельфия). В 1629-35 пишет фрески впалаццо Крешенци и
палаццо Мути. В конце 1630-х гг. -
один из ведущихпейзажных мастеров в Риме. В 1633 принят в Академию св. Луки, в 1643 - в''Конгрегационе деи виртуози''. Входит
также в
''Клуб перелетных птиц''(Бент),
содружество иностранных художников в Риме (главным образом,выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за
пристрастие кизображению солнечного света получил цеховое
прозвище ''огнепоклонник''. Егоближайшие друзья - Никола
Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычноотправлялся на этюды за
стены города. В доме Лоррена
подолгу жили многиехудожники, прибывавшие в Рим,
среди них его
первый биограф Иоахим фонЗандрарт и
голландский пейзажист Германн ван
Сваневельт. Творческий методВдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в областипейзажной живописи были Аннибале
Карраччи и представители болонской школы- нидерландец
Пауль Брилль (учитель А. Тасси),
немец Адам Эльсхеймер.Руководствуясь мыслью об
изначально разумной организации мира,открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы,
Лоррен стремитсясоздать
свой идеально прекрасный его
образ. Художник настолько детальноизучил
законы живописных соотношений природы, что мог
создавать своипейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Посвидетельству Зандрарта,
''чтобы проникнуть в
сущность искусства пейзажа,ЛОРХ
Александр Георгиевич (1889-1980) -
российский селекционер, один иззачинателей селекции и сортоиспытания картофеля в
СССР, ГеройСоциалистического Труда (1964).
Автор сортов Лорх, Кореневский.Государственная
премия СССР (1946).
Определение слова «Лоррен» по БСЭ:
Лоррен (Lorrain; собственно Желле, Gellйe)
Клод (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия, - 23.11.1682, Рим), французский живописец. Учился у А. Тасси в Риме [с 1613(?)], где обосновался окончательно в 1627; испытал влияние П. Бриля, А. Эльсхеймера, Аннибале Карраччи. Л. создал свой вариант классицистического
«идеального» пейзажа, где единство пространства достигается за счёт тончайшей разработки свето-воздушной среды; он особенно любит эффекты рассеянного (утреннего или вечернего) света, тающего в золотистой дымке («Отплытие св. Урсулы», 1646, Национальная галерея, Лондон: «Изгнание Агари», 1668, Старая пинакотека, Мюнхен).
Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы в картинах Л. неизменно подчинены общему мечтательно-элегическому настроению, разлитому в природе, а фигуры носят чисто стаффажный характер (например, в цикле пейзажей «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь»; все - 1651-72, Эрмитаж, Ленинград).
Натурные зарисовки Л. (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, а офорты - виртуозной светотеневой нюансировкой.
Лит.: Friedlander W., Claude Lorrain, В., 1921: Rothlisberger М., Claude Lorrain. The paintings, v. 1-2, L., 1963.
К. Лоррен. «Тибр в окрестностях Рима». Рисунок бистром. 1600-60-е гг. Британский музей. Лондон.
Клод Лоррен. «Похищение Европы». 1655. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Лоро
Лоррен
Лорцинг