Лансере

Лансере в Энциклопедическом словаре:
Лансере - Евгений Евгеньевич (1875-1946) - российский график и живописец,народный художник России (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е.Серебряковой. Член ''Мира искусства''. Книжная графика (''Казаки'' Л. Н.Толстого, 1917-37), исторические композиции (серия ''Трофеи русскогооружия'', 1942), монументально-декоративные росписи сочетают декоративностьс исторической точностью образов. Государственная премия СССР (1943).


Евгений Евгеньевич (1907-88) - российский живописец и график. СынЕ. Е. Лансере. Росписи Казанского (совместно. с отцом) Ярославского,Курского вокзалов в Москве (1940-50-е гг.), книжная графика (серияальбомов ''Памятники русского зодчества'' и др.), портреты, пейзажипродолжают художественные традиции семьи Лансере.
Евгений Александрович (1848-86) - российский скульптор. Жанровыестатуэтки и группы (изображения животных, сценки народной жизни).

Значение слова Лансере по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лансере (Евгений Александрович) — талантливый скульптор (1848—1887), лепивший исключительно небольшие фигуры и группы. Происходил из французской фамилии, поселившейся в России; род. в Моршанске, общее образование получил во 2-й спб. гимназии, а затем прошел курс юридических наук в спб. университете и в 1869 г. получил степень кандидата. Начав еще на школьной скамье любительски заниматься леплением фигурок лошадей и людей, быстро усовершенствовался в этом деле, благодаря внимательному изучению натуры и посещению мастерских опытных скульпторов, в особенности Либериха. Двукратная поездка в Париж дала ему возможность видеть образцовые произведения мелкой скульптуры в музеях и ознакомиться с приемами отливки художественной бронзы. Материал для творчества доставляли ему, главным образом, его собственные наблюдения над типами и бытом казаков, киргизов, башкир, кавказцев, с их бойкими и выносливыми конями, — наблюдения, для которых он почти ежегодно предпринимал поездки в наши степные губернии и азиатские окраины. Кроме того, он брал темы из прошлого России, из последней нашей войны с Турцией и, после поездки, в 1883 г., в Алжир — из тамошней жизни. Работы Л. являлись на академических выставках с 1869 по 1879 г., некоторые из них находились на всемирных выставках в Вене, в 1873 г., и в Париже, в 1878 г., а также на всероссийской выставке 1882 г. в Москве. Значительное количество их было собрано на специальной выставке, устроенной художником в 1886 г. в СПб., вместе с другим скульптором, А. Обером. В 1869 г. Имп. акад. худ. присудила Л. звание классного художника 2-й степени, в 1872 г. повысила его из этого звания в классного художники 1-й степ. и в 1876 г. признала своим почетным вольным общником. Превосходная передача типических черт людей, их племенного характера и особенностей различных лошадиных пород, естественность и живость воспроизведенных движений и изящная, деликатная лепка отличают как отдельные фигуры работы Л., так и его сложные группы, каковы напр. "Тройка" (1869), "Отправление на базар" (1870); "Царскийсокольничий XVII ст." (1872); "Ловля степной лошади" (1878); "Табун кабардинских лошадей" (1878); "Запорожец после битвы" (1878); "Киргизский косяк на отдыхе" (1882); "Казаки-фуражиры" (1879); и т. п. Всех произведений Л. насчитывается до 400; многие из них приобретены, с правом на издание, фабрикантами серебряных и бронзовых изделий и распространены в значительном количестве экземпляров не только в России, но и в чужих краях. А. Св.

Определение слова «Лансере» по БСЭ:
Лансере - Евгений Александрович [12(24).8.1848, Моршанск, ныне Тамбовской области, - 23.3(4.4).1886, с. Нескучное, ныне Харьковского района Харьковской области], русский скульптор. Выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы (преимущественно изображения животных, а также сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых Л. проявил большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных), скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Л. был предназначен для тиражирования на каслинском чугунолитейном заводе (см. Каслинское литьё).
Лит.: Шмидт И. М., Е. А. Лансере, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина 19 века, [т.] 2, М., 1971.
Е. А. Лансере. «Святослав». Бронза. 1886. Русский музей. Ленинград.


Лансере - Евгений Евгеньевич [23.8(4.9).1875, Павловск, ныне Ленинградской области, - 13.9.1946, Москва], советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895-98). Член объединения
«Мир искусства». Преподавал в Тбилисской АХ (1922-34), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (1934-38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Л. выступал в 1900-10-е гг. главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Л. сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент
«Модерна» с перспективно-объёмными документально точными историческими видами (оформление журнала «Мир искусства», заставки, виньетки, концовки к книгам: «Царская... охота на Руси...» Н. Кутепова, издана в 1902; «Царское село...» А. Н. Бенуа, издана в 1910).
Стремление Л. к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике («Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов
«Жупел», «Адская почта» и др. (1905-08). Это качество доминирует и в иллюстрациях Л. к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-41) и «Казаки» (1917-37), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но иногда выполненных в смягчённой живописной манере,
«пятном», размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Л. с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Л. часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 17-18 вв. (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933-34 и 1945-46, и гостиницы «Москва», темпера, 1937, - в Москве).
Л. работал также в области театрально-декорационной живописи («Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, - в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Лит.: Е. Е. Лансере. Каталог выставки..., М., 1961; Подобедова О. И., Е. Е. Лансере. 1875-1946, М., 1961.
Т. И. Володина.
«У Александровской колонны» (левая часть разворота). Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912-15.

«Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея, Москва.

«Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва.

Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства. Москва.

Эскиз титульного листа для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Собрание семьи художника.

«Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.

«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.

«Корабли времён Петра I». Темпера. 1911. Третьяковская галерея, Москва.

Е. Е. Лансере.

Лансанг    Лансере    Лансинг