Лао-Цзы

Лао-Цзы в Энциклопедическом словаре:
Лао-Цзы - легендарный древнекитайский мыслитель, основоположникрелигиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многихотношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем иозначает буквально ''старый мудрец''даже ''старый младенец''), в традициифигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, ЛиБоян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царстваЧу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе''Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы'' в ''Исторических записках'' (Ши цзи)великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.), Лао-цзы служилархивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который былна 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуциянеизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался всовременной ему действительности и отправился на запад с целью навсегдапокинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современнойпровинции Хэнань) он был остановлен неким ''стражем заставы'' Инь Си (ГуаньИнь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; таквозник главный текст даосизма - книга ''Дао дэ цзин'' (''Книга о дао и дэ'').Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновениюбуддизма (Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма- Сиддхартхи Гаутамы). 2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь каквысшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейшихсказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной''Нефритовой девы'' (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальныйкульт: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на егородине в 156 до н. э. Позднее в так называемой ''народной религии'' Лао-цзы(Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, нарядус ''Нефритовым Императором'' (Юйхуань шанди) и ''Великим Первоначальным'' (Тайши), популярную фигуру так называемых ''Трех Чистых'' (Сань цин), которымчасто поклонялись как одному божеству. 3) Наконец, именем Лао-цзы долженбыть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранныхв книгу ''Дао дэ цзин''. Пафос философствования в стиле Лао-цзы - вобличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивидурепрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всегоконфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым иестественным отношениям в условной деревенской идиллии.


(Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата ''Лао-цзы''(древнее название - ''Дао дэ цзин'', 4-3 вв. до н. э.), каноническогосочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорическиуподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образдействий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний иборьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратитьнарод к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим довозникновения культуры и морали.

Определение слова «Лао-Цзы» по БСЭ:
Лао-цзы - Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. в 6-5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе; большинство современных учёных считает, что Л.-ц. - фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 - начале 3 вв. до н. э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, - Дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия.
Дао в трактате метафорически уподоблено воде - подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), которое расшифровывается как уступчивость, покорность, отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращенная к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путём возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали. Написанный в афористической форме крайне лаконичным языком, трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций. Он был каноническим сочинением религиозного Даосизма и многократно переводился на европейские языки.
Источн. в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с 114-38.
Лит.: Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. - Л., 1950; Waley A., The way and its power, L. - N. Y., 1956; KaItenmark M., Lao Tseu et le Taoisme, P., 1965; Fung Yu-lan, Ahistory of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952.

Лао-Лан    Лао-Цзы    Лаодамия