Лаский, Ян

Значение слова Лаский, Ян по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лаский, Ян (примас Польши) (Łaski) — apxиепископ гнезненский и примас Польши (1455—1531). По-видимому, ко времени его рождения род Ласких очень обеднел и пришел в упадок. Отец Л. не занимал никакой государственной должности, сам Л. не попал даже в краковский унив. Только благодаря покровительству Кржеслава Курашвенцкого он был назначен, в 1502 г., великим коронным секретарем. Вскоре король Александр предоставил ему место великого канцлера коронного, и в этом звании он имел громадное влияние на дела Польши. В 1505 г. шляхта, на радомском сейме, выразила желание, чтобы сеймовые постановления были собраны и опубликованы; это дело было возложено королем на канцлера, и так наз. статут Лаского вышел в свет в 1506 г., под заглавием: "Соmmune inclyti Polonie Regni privilegium constitutionum et indultuum" etc. В 1508 г. Л. сделался коадьютором архиеп. гнезненского, а в 1 510 г. — архиепископом и примасом Польши. От звания канцлера он, в силу сеймового постановления 1504 г ., должен был отказаться, но сохранил влияние на государственные дела и иностранную политику. Когда он отправился, в 1513 г., на латеранский собор в Рим, ему было поручено склонить папу на сторону короля Сигизмунда I по делу о признании магистром тевтонского ордена своей вассальной зависимости от Польши. Двухлетнее отсутствие из Польши сильно поколебало политическое влияние Л.; число его врагов значительно возросло, и во главе их стал пользовавшийся большим доверием короля вице-канцлер Петр Томицкий. Не любила Л. и вторая жена короля, Бона. Тем не менее, Л. старался проводить свою программу, настаивая на энергичной политике по отношению к тевтонскому ордену и на противодействии Габсбургам в Венгрии. В бытность Л. архиепископом гнезненским было собрано десять провинциальных синодов. По его инициативе было составлено подробное экономическое описание гнезненской епархии ("Joannis de Lasco Liber Beneficiorum Arc h idioecesis Gnesnensis", Гнезно, 1880—81). Духовенство было недовольно примасом за то, что он обогащал своих родственников на счет церковных земель и сам много тратил, вследствие чего сильно запутался в долгах. Когда в 1528 г. племянник примаса, Иepoним Л., успел добиться от турецкого султана военной помощи для Запольи, Габсбурги решили погубить примаса. Кардинал Гаттинара, канцлер Карла V, представил папе Клименту VII дело в таком виде, что Иероним помогал Заполье по указаниям дяди и из средств, добытых последним через залог и продажу церковных имений. Папа предписал примасу предстать лично, для оправдания, перед папской консисторией, под угрозой, в случае неявки, самых тяжелых церковных наказаний. Король не позволил, однако, опубликовать этот призыв и отослалего обратно папской курии. Вскоре затемумер Гаттинара, и дело не получило дальнейшего хода. Тем не менее, неудовольствие папы было сильным ударом для престарелого примаса, который всегда был вернымслугой Рима и защитником его интересовв Польше; год спустя он умер. См . Zeissberg, "J. Ł., Erzbischofvon Gnesen, und sein Testament" (B., 1874); Korytkowski, "Arcybiskupi Gnie ź nie ńscy" (Познань. 1888, т. II);Zakrzewski, "Rodzina Ł. w XVI w." ("Ateneum", 1882, т. II). Н. Л.


Лаский, Ян (реформатор XVI в.) (Ł aski, 1499—1560) — известный реформатор XVI в., племянник примаса Лаского. Учился в Болонье, увлекаясь,по-видимому, гуманистическим движением. Возвратясь в Польшу, был посвящен в священники. Когда в начале 1524 г. старший брат его, Иероним, отправился с дипломатическими поручениями во Францию, Ян поехал вместе с ним и завязал сношения с швейцарскими и французскими гуманистами и реформаторами. Несколько месяцев он прожил в Базеле у Эразма и купил его библиотеку, с условием, что она останется в распоряжении Эразма до самой его смерти. Через несколько лет мы встречаем Л. в Венгрии, где его брат Иероним воюет за интересы Запольи; от имени последнего Ян являлся послом к королю своему Сигизмунду I (1531). После смерти дяди он исполнял обязанности администратора гнезненского архиепископства. Предприняв, в 1538 г., заграничное путешествие, он женился, в Лувене, и это повело к открытому его разрыву с католической церковью. В 1541 г., во время короткого пребывания в Кракове, на Л. нашла, по-видимому, минута душевной слабости, и он принес присягу перед примасом Гамратом, что не отступал от римско-католической веры. Уже в 1543 г. он стоит, однако, во главе всех протестантских церквей в Остфрисландии. Здесь ему предстояла трудная работа организации церкви, выработки вероучения и борьбы с разнообразными сектами. Он выполнил ее удачно и проявил блестящие организаторские способности. В 1548 г. Л., по приглашению Кранмера, помогал ему реформировать английскую церковь. После тщетных попыток продолжать свою деятельность в Германии или Польше, Л. вернулся в Англию, где король Эдуард VI, в 1550 г., назначил его суперинтендентом церквей всех иностранцев, предоставив им полную свободу по делам церковного управления. В Англии Л. женился во второй раз. Восшествие на престол Марии Кровавой заставило Л. опять начать жизнь скитальца, продолжавшуюся три года. Только в декабре 1556 г. удалось ему возвратиться в Польшу, куда его настойчиво звали протестантские паны и шляхта. Принадлежность Л. к знатному польскому роду открывала ему доступ к королю, на которого он имел некоторое влияние. Л. тотчас сделался душой малопольской церкви; без его совета кальвинисты ничего не предпринимали. Все интриги католического духовенства, направленные к тому, чтобы добиться изгнания его из Польши, не привели ни к чему, так как оно было теперь почти бессильно. Л. вытеснил из Малой Польши влияние чешских братьев и пытался открыть доступ кальвинизму в Великую Польшу и устроить единение между ним и лютеранством. С этой целью он предпринял путешествие к герцогу Альбрехту в Кенигсберг, оставшееся без результата. Устройство, данное Л. малопольской церкви, удовлетворяло стремлениям и желаниям тогдашней шляхты: в управлении церковными делами было отведено много места участию светского элемента. Не смотря, однако, на весь авторитет Л., ему не удалось достигнуть единообразия в богослужении, обрядах и совершении таинств. См. Barteis, "Johannes а Lasco" (Эльберф., 1860); Walewski, "Jan Laski, reformator koś cio ła" (Варшава, 1872); Dalton, "Johannes а Lasco" (Гота, 1881); Korytkowski, "Pra ł aci i kanonicy katedry gnie ź nie ńskiej", (т. II, Гнезно, 1883); Zakrzewski, "Rodzina Laskich w XVI w." ("Ateneum", 1882, т. VI); Любович, "История реформации в Польше" (Варшава, 1883); Pascal, "J. de Lasco" (П. 1894); Kuyper, "Jobannisa Lasco opera" (Амст., 1867). Н. Л.

Ласкер, Эммануил    Лаский, Ян    Ласкиревы