Легаты

Значение слова Легаты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Легаты (Legati) — так назывались у римлян депутаты (посланники), отправляемые к другим правительствам или народам. В древнейшую эпоху право сноситься с иноземными народами принадлежало фециалам. Позднее, когда в сенат вошли и плебеи, установился обычай назначать для таких сношений особенных депутатов, рекомендованных полководцем (высшим магистратом) и утвержденных сенатом. Принятие поручения было обязательно. Иногда отдельные лица добровольно вызывались взять на себя обязанности посла. Народное собрание не вмешивалось в избрание. Особой квалификации для Л. не было установлено; обыкновенно, но не всегда, назначались сенаторы. Самый знатный из выбранных Л. назывался princeps legationis. Габиниев закон (67 г.) ограничил состав Л. только сенаторами. В императорскую эпоху Л. провинций и легионов выбирались безусловно из сенаторов. Не мог быть Л. магистрат, находящийся на службе. Постоянных Л. было при наместнике один или три (1 при пропреторе, 3 при проконсуле), а в исключительных случаях — по 15 и даже 25 (например, Помпей, по Габиниеву закону 67 года, получил 15 Л.). Чрезвычайных Л. было по 2 или по 4, позднее по 3; в особо важных случаях назначалось по 5 и 10 человек. Особых инсигний у Л. не было; как сенаторы, они имели только право держать при себе ликторов. В императорское время только l. pro praetore имели право носить fasces. Право посылать и принимать послов существовало лишь между сенатом и теми государствами и иноземными фамилиями, которые пользовались hospitium и amilicia (дружбой и союзом гостеприимства) римского народа. Компетенция Л. была двоякая: 1) на их обязанности лежало быть посредниками при объявлении войны или заключении мира. Они принимали от сената грамоту, передавали ее по принадлежности, приносили ответ и делали доклад об исполнении поручения (это называлось legationem renuntiare, l. referre, или просто renuntiare). При этом они не имели полной исполнительной военной власти (imperium), а только auctoritas (полномочие). От подобных депутаций надо отличать так называемые legationes liberae (вольные посольства), т. е. официальные командировки по частным делам, нечто вроде отпуска. В I веке такие командировки вызвали массу злоупотреблений и были ограничены законом Цицерона (68 г.) и Цезаря-диктатора. 2) Л. были советниками при магистрате и участвовали в его делах. Существовала (с 146 г.) коллегия из 10 Л. (decem legati), с помощью которых магистрат устраивал дела в только что покоренной стране, согласно организации, декретированной сенатом. Прикомандированные к внегородским магистратам Л. уже рано появляются в анналах военной истории. Они отличаются от постоянных военн. чиновников (tribuni nulitum, praefecti socior u m, praefecti alae) тем, что их функции не были приурочены к той или другой военной должности, имели характер временный и возлагались по усмотрению главнокомандующего. В начале II века была введена должность постоянных Л. при наместниках в заморских провинциях, позднее они появились и в самой Италии. Их назначениесоставлять совет главнокомандующего (consilium). Моммсен видит в них сенаторскую коллегию, контролирующую действия магистрата. С течением времени должность Л. стала доставаться лишь сенаторам или лицам близким к сенату по рождению. Военные Л. в отсутствие главнокомандующего и претора замещали его (legall pro praetore), в отсутствие квестора исполняли казначейские обязанности, а также творили суд. При Цезаре Л. командовали легионами. Во время империи деятельность Л. сделалась шире, полноправнее и определеннее. Так называемые Л. Августа-пропреторы (legati Augusti pro praetore) посылались в императорские провинции и были избираемы на неопределенный срок самим императором, из числа консуляров и преториев, и притом сенаторов. На их обязанности лежало управлять провинцией, отправлять суд, в случае необходимости командовать войсками. В некоторых провинциях судебная власть была передана особому legalus iuridicus, который был подчинен Л. Августа. В его же подчинении находились легионные Л.; в менее значительных провинциях последние были самостоятельными правителями. Legatus Aug. pro praetore назывался также quinquefascalis, ибо имел право на 5 ликторов. В провинциях сенаторских, где требовался проконсул, leg a tus proconsulis pro praetore был его помощником. В преторских провинциях такой Л. был один, в консульских — 3. Со времени Траяна центральная власть прямо вмешивалась в управление общин через посредство особых чиновников, которые назначались сперва лишь в чрезвычайных случаях и назывались legati Augusti (или quinquefascales) ad corrigendum statum civitatium liberarum. Особо от этих импер. чиновников стояли провинциальные Л., которые, как депутаты от городов, собирались раз в год в главном городе провинции. Цель этого собрания была контролировать ведение финансовых дел, составлять бюджет культа и определять для покрытия его налоги. Оно же посылало депутации в сенат или к императору по разным делам, издавало постановления относительно сооружения памятников и т. д. Как военный чиновник, Л. командовал легионом или корпусом вспомогательных войск, но со времени Галлиена эта должность была заменена префектурой (praefectus legionis). При Калигуле легионный Л. в сенаторской провинции Африке сделался наместником отделенной от Африки и обращенной в императорскую провинцию Нумидии, с титулом legatus Augusti legionis III Augustae. Литература. Mommsen, "Rö misches Staatsrecht" (П., 656—681); Lange, "R ömische Alterthü mer" (I, 329 р.); Виллемс, "Римское государственное право" (1888, Киев; passim); Adamek, "Senatsboten d. R ö m. Republik "(Грац, 1883); Thuron, "De Bomanorum legatis ad exteras nationes missis" (Лпц., 1884); Herzog, "Geschichte und System der R ö mischen Staatsverfassung" (Лпц., 1884); Bouch é-Leclerq, "Manuel des instit utions romaines" (Пар., 1886); Willems, "Le s énat de la Ré publique romaine" (Лувен, 1878—83, II, 465 и сл.). Н. О. Легаты (Legati) — в католической церкви уполномоченные папы. В древнейшее время таким представителем папы являлся апокризиарий (см.); при Льве I институт Л. упрочивается и их является несколько, с разными степенями полномочий. Л., снабженные властью на продолжительное время и причисленные к архиепископским кафедрам, являлись викариями (см.) папы в отдаленных от св. престола странах. С увеличением папского авторитета росло и значение Л., которые сильно стесняли права архиепископов и требовали больших денежных жертв от церквей и государств. Поэтому последние старались не допускать в страну доступа Л. без особого на то разрешения светской власти, а высшее и низшее духовенства всячески боролись с ними. Триентский собор постановил, что они неимеют права суда и администрации наряду с епископами. С XVI в. на место Л. во многих государствах являются постоянные папские нунции (см.). Теперь Л. делятся на legati nati (почетная должность, соединенная с архиепископиями гнезно-познанской, зальцбургской, гранской, пражской и кельнской), legati dati, т. е. получившие особые поручения (если они кардиналы — legati а latere, если епископы — nuntii, если низшие прелаты — internuntii), с дипломатическим положением, но без церковных полномочий. Король неаполитанский, в качестве legatus natus, имел известные церковные полномочия по отношению к Сицилии (так называемая Monarchia Sicula), от которых итальянское правительство отказалось лишь по закону 13 мая 1871 г. Ср. также Дипломатические агенты (см.). А. М. Л.

Легавые или лягавые собаки    Легаты    Легванские источники