Лесовозные дороги

Значение слова Лесовозные дороги по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лесовозные дороги — устраиваются в лесных дачах, подчиненных хозяйству как показывает название, для вывозки заготовленных лесных материалов, хотя правильно устроенная сеть хорошо содержимых дорог играет довольно существенную роль и в деле охранения дачи. Тем или иным устройством Л. дорог определяется стоимость вывозки леса, вычитаемая из продажной цены его на рынке для получения таксовой цены (см. Такса), определяющей размер дохода, доставляемого лесным хозяйством; если принять во внимание, что таксовая цена иногда опускается ниже 10% рыночной (в нескольких десятках верст от Петербурга есть места, где таксовая стоимость кубической сажени дров, продаваемой в Петербурге по 20-25 руб., составляет всего 1-2 руб.), то станет понятным значение дорог, удешевляющих вывозку леса. Особенно велико это значение в горных лесах, где без искусственно устроенных дорог вывозка леса иногда совершенно невозможна; в равнинах, где можно пользоваться водяными путями для сплава и санным путем для зимней вывозки, устройство искусственных лесных дорог имеет меньшее значение. В. Д.

Определение «Лесовозные дороги» по БСЭ:
Лесовозные дороги - предназначаются для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на Л. д., их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные. Л. д. обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по которым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) Л. д. Магистральный путь - основной участок Л. д., связывающий лесной массив с нижним лесным складом весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка - ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет. Ус - временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отдельных лесосек. Крупные комбинаты или лесопромышленные комплексы, осуществляющие полную переработку древесины, связываются с лесозаготовительными предприятиями т. н. грузосборочными Л. д. В начале 70-х гг. в СССР 70-75% заготовляемой древесины вывозилось по автомобильным дорогам, 20-25% по рельсовым и около 5% по остальным видам дорог (в основном по тракторным).
Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со специальным прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Простейший тип автомобильных Л. д. - грунтовые дороги. В периоды распутицы и в дождливое время они становятся непроезжими. На труднопроходимых участках грунтовых Л. д. в отдельных случаях устраивают деревянные лежневые покрытия из брёвен, пластин и т. д. Более надёжны гравийные и щебёночные дороги, имеющие на земляном профилированном полотне песчаную подушку (50-70 см) и слой гравия или щебня (20-40 см). По ним допускается движение автопоездов, транспортирующих более 35 мі древесины. Для упрочнения (стабилизации) грунтов на проезжей части дороги в них иногда вводят вяжущие органические или минеральные добавки (Битумы, Пеки, известь и др.); надёжны Л. д. с покрытием из железобетонных плит. В 1971 в СССР функционировало более 25 тыс.км Л. д. постоянного действия. К Л. д. сезонного действия относятся снежные, снежно-ледяные и ледяные дороги. Для таких Л. д. в летний период очищается и планируется земляное полотно; перед наступлением заморозков оно проминается. Зимой проводится уплотнение снега (снежные дороги) или поливка водой (снежно-ледяные дороги). При сооружении ледяных Л. д. на грунт намораживают лёд.
Рельсовые Л. д. бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). В СССР распространены узкоколейные Л. д., количество которых достигает 400; общая протяжённость их более 20 тыс.км. Узкоколейные Л. д. постоянного действия имеют нижнее и Верхнее строение пути; при строительстве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощённое нижнее строение. Для вывозки сортиментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъёмностью 8-20 т), а для хлыстов - вагоны-сцепы (24-25 т). См. также Дорожно-строительные работы.
Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.

Лесные учебные заведения    Лесовозные дороги    Лесовозращение