Латур
Латур в Энциклопедическом словаре:
Латур - Морис Кантен де (1704-88) - французский живописец. Мастер пастели,создал тип островыразительного аналитического портрета, изображал главнымобразом деятелей эпохи Просвещения (''Д Аламбер'', 1753).
(La Typ) (La Tour)
Жорж де (1593-1652) -
французский живописец.Использовав жанровые
мотивы и контрастную
светотень караваджизма, создалстрогий
стиль, отмеченный сдержанностью чувств, насыщенностью цвета,светом, обобщенностью силуэтов и форм (''Скорбящая св. Магдалина'',''Отречение апостола
Петра'', 1650).
Определение слова «Латур» по БСЭ:
Латур - Ла Тур (La Tour) Жорж де (19.3.1593, Вик-сюр-Сей, Лотарингия, - 30.1.1652, Люневиль, там же), французский живописец. Сформировался под влиянием Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов. Среди ранних произведений Л. - жанровые сцены
(«Шулера», около 1625, собрание Ландри, Париж; «Ловля блох», 1620-е гг., Музей изящных искусств, Нанси). Важнейшим эмоциональным началом в картинах Л., выдержанных преимущественно в киноварно-коричневой цветовой гамме, становится ровное сияние свечи или факела, рассеивающее густой мрак. Религиозные композиции Л., отмеченные обобщенностью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-созерцательным настроением, носят характер сцен из обыденной жизни
(«Новорождённый», или «Рождество», около 1630, Музей изящных искусств, Ренн, «Иосиф-плотник», 1640-е г., Лувр, Париж). Искусство Л. было после его смерти совершенно забыто и открыто заново лишь в начале 20 в.
Лит.: Немилова И. С., Жорж де Латур, Л. - М., 1958; Pariset F. G., George de La Tour, P., 1948; George de la Tour. Orangerie de Tuillerie. Exposition. 10 mai - 25 septembre 1972, P., 1972.
Ж. де Латур. «Магдалина со светильником». Лувр. Париж.
Латур - Ла Тур (La Tour)
Морис Кантен де (5.9.1704,
Сен-Кантен, Иль-де-Франс, - 17.2.1788, там же), французский живописец; писал преимущественно
пастелью. С 1724 жил в Париже. Для Л. характерны камерные портреты, где
тонкая градация оттенков пастели показывает
«жизнь души»
модели в игре мимолётных мимических нюансов. Особую
важность для зрелого творчества Л. приобретают
этюды лица (т. н. «preparations»; преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты.
Подчёркивая в портретируемых просветленно-лирическое
начало, Л.
часто изображал обществ. деятелей, философов, художников, актрис
«века Просвещения»
(портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, Лувр, Париж; этюд - в Музее Лекюйе).
Лит.:
Золотов Ю. К., Латур, М., 1960; Leroy A., Maurice Quentin de La Tour et la sociйtй franзaise du XVIII siиcle, P., 1953.
М. К. де Латур.
Автопортрет. Пастель. Лувр. Париж.
Латунь
Латур
Латы