Мальтузианство

Значение слова Мальтузианство по Ефремовой:
Мальтузианство - Теория, согласно которой положение трудящихся определяется ""естественным законом народонаселения"", обусловливающим отставание роста средств существования от роста численности населения.

Мальтузианство в Энциклопедическом словаре:
Мальтузианство - теория, созданная в кон. 18 в. Т. Р. Мальтусом. Всоответствии с этой теорией благосостояние населения определяетсяестественным законом народонаселения: темпы роста народонаселениязначительно превышают темпы увеличения производства средств существования(их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось изсравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современныхусловиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения вразвивающихся странах, служат основанием для периодического оживлениямодифицированных форм мальтузианства.

Значение слова Мальтузианство по словарю медицинских терминов:
мальтузианство (Th. R. Malthus, 1766-1834, англ. священники экономист) - реакционная теория народонаселения, оправдывающая низкий жизненный уровень трудящихся при капитализме действием "вечных" законов природы, обусловливающих отставание роста средств существования от роста народонаселения.

Значение слова Мальтузианство по словарю Ушакова:
МАЛЬТУЗИАНСТВО
мальтузианства, мн. нет, ср. (экон.). Буржуазная экономическая теория, считающая источником всех социальных бедствий и нищеты быстрый рост населения, непропорциональный росту средств существования. Мальтузианство опровергнуто Марксом. (По имени англ. писателя-экономиста Malthus.).

Определение слова «Мальтузианство» по БСЭ:
Мальтузианство - система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии.
Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции М. тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время М. служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением. Классики марксизма-ленинизма показали реакционную сущность М., называя его
«...самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 504). Они доказали, что в человеческом обществе нет и не может быть «вечных естественных законов народонаселения»
и нет «закона убывающего плодородия почвы» (на который ссылался Мальтус) (см. «Убывающего плодородия почвы закон»). Каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения. В условиях капитализма существует относительное перенаселение, то есть безработица, как неизбежное следствие всеобщего закона капиталистического накопления. Воспроизводство же населения и
«условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 1, с. 476).
Неомальтузианцы - А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. В действительности же современная демографическая ситуация в развивающихся странах обусловлена уровнем их социально-экономического развития, значительным снижением смертности вследствие прогресса медицины, а отнюдь не безудержной способностью людей к размножению. Объективная необходимость регулирования демографических процессов может быть реализована не в рамках неомальтузианских призывов к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных социально-экономических преобразований, способных изменить условия труда и жизни людей.
Неомальтузианцы смыкаются с неоколониализмом, ибо противопоставляют регулирование рождаемости социально-экономическим реформам в развивающихся странах, пытаются убедить общественность этих государств в том, что якобы сокращение темпов естественного прироста населения является важнейшим условием преодоления их отсталости. Тем самым неомальтузианцы, пытаясь поставить индустриализацию развивающихся стран в зависимость от сокращения в них темпов роста населения, стремятся теоретически обосновать и оправдать усилия правящих кругов империалистических государств, сохранить развивающиеся районы планеты в качестве аграрно-сырьевого придатка капиталистического мира. Некоторые современные последователи Мальтуса - Г. Тейлор (Великобритания), П. Эрлих (США) утверждают, что рост народонаселения способствует истощению минерально-сырьевых и пищевых ресурсов мира, якобы обусловливает пагубные последствия научно-технического прогресса, способствуя разрушению окружающей среды. В этих доводах игнорируются реальные возможности современного общества сознательно преобразовывать окружающую среду. В условиях социализма, как писал К. Маркс,
«...ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними, как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей»
(Маркс. К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387).
Положения М. и неомальтузианства являются ярким подтверждением реакционности буржуазной идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной, бескомпромиссной и беспощадной борьбы против М., неомальтузианства во всех его разновидностях,
«...против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 257).
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 23; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959.
А. П. Судоплатов.

Мальтузианский    Мальтузианство    Мальтус