Метафраст

Значение слова Метафраст по словарю Брокгауза и Ефрона:
Метафраст (Симеон,около 940 г. или, по другим, около 976 г.) — род. в Константинополе; состоял секретарем при императорах Льве Философе и Константине VII; исполнял важные дипломатические поручения; спас город Солун от истребления, которым угрожали этому городу в 904 г. арабы, убедив предводителя их взять за город денежный выкуп. К концу жизни был патрицием и магистром. Причтен греческой церковью к лику святых (память его 27 ноября). Михаил Пселл около 1050 г. составил его жизнеописание и церковную службу в честь его. М. известен собранной им по поручению императора коллекцией "Житий святых", причем он не ограничился одним собранием древних сказаний, а пересказал или переложил их; отсюда его название М. (от μεταφράξειν — пересказывать, перелагать). Кроме дополнений, внесенных М. от себя, ради "полноты и силы" повествования и красоты речи, Пселл находит в метафразах его и элемент исторической критики: он устранял из древних сказаний то, что было написано в них "несправедливого", а также "ошибки в словах", вообще все, что могло вызывать "насмешки и даже презрение" читателей. Монфокон, на основании сличения метафраз Симеона с редакциями старых "житий", также находит, что М. значительно улучшил первоначальный вид житий. Критика М. весьма робка и скромна; в его метафразах много вполне легендарного, что у некоторых позднейших писателей житий, например у св. Димитрия Ростовского, в его "Четьях минеях", оказывается более или менее устраненным. Во всех тех случаях, когда М. приходилось иметь дело с единственным сказанием о каком-либо святом, он сохранял его в его подлинном изложении, хотя бы оно и не было достоверно, руководясь желанием оставить назидание и в жизнеописании малоизвестного святого. Он часто обращается к просопопее, влагая в уста исповедников и отшельников целые речи, иногда имеющие стереотипный характер. Число жизнеописаний, составленных Симеоном, доселе с точностью не определено. Алляций, сличавший их с древними подлинниками житий по рукописям Ватиканской библиотеки, насчитывает их 122. Из числа остальных, встречающихся с именем М., 444 жизнеописания и похвальных слова принадлежат другим известным лицам, а 95 — лицам неизвестным. Преосвященный Филарет черниговский думает, что "многие" из последних были "исправляемы" Симеоном М. Полного собрания всех жизнеописаний, составленных М., доселе не существует. Большинство их издано в латинском переводе Липоманом в "Vitae sanctorum" (Рим, 1551—1560); Л. Сурий в 1569 г. переиздал их в своих "Vitae sanctorum", разместив по месяцам, в порядке церковного празднования; в таком же порядке они вошли в "Acta sanctorum" болландистов. Полный перечень их — у Фабриция в IX т. его "Bibliotheca graeca". Отдельные жития некоторых греческих святых отцовАфанасия, Ефрема, Златоуста и других — в греческом подлиннике напечатаны при изданиях их сочинений (см. перечень их у Филарета черниговского, "Историческое учение об отцах церкви", т. III, стр. 390). В 1541 г. в Венеции монахом Агапием издано извлечение из собрания М. под заглавием: "Liber dictus paradisus, seu illustrium sa n ctorum vitae". Кроме жизнеописаний, под именем Симеона М. или Симеона Логофета в литературе еще известны: несколько проповедей ("Плач Богоматери над гробом Спасителя", известный в русской литературе по заимствованиям из него у Кирилла Туровского, указанным М. И. Сухомлиновым; "Слово на великую субботу" и "Слово на день Успения Богоматери", изданные Алляцием и Комбефизом), два стихотворения (изданы в книге: "Po ë tae graeci veteres"), девять посланий, несколько молитв и канонов (на великий пяток и в честь св. Марии Египетской), анналы византийской жизни за время от 813 г. по 963 г., извлечения из сочинений Василия Великого и Макария Великого. Доселе критикой не установлено, принадлежат ли эти сочинения Симеону Х века или Симеону XII века, так как оба они имели титул логофета. Н. Б—в.

Метафизика или первая философия    Метафраст    Метахлорит