Мингрелия

Значение слова Мингрелия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мингрелия — бывшее владение Дадианов, входит в состав Зугдидского и Сенакского уездов Кутаисской губернии (см.); лежит между реками Рионом, Цхенис-цхали, Ингуром и морем. Как самостоятельное государство, просуществовавшее после разделения Грузии (в 1442 г.) около 400 лет, М. во внутреннем своем устройстве представляла характерные черты кавказских феодальных государств. Во главе стоял правительдадиан, юридический собственник всей территории и de facto единственное административное лицо, так как в М. долго не существовало никаких административных учреждений; тяжущиеся обращались к самому правителю; взыскания и наказания налагались по законнику Вахтанга (см.). Особые полицейско-административные должности бокаулт-ухуцесса, бокаулов и мдиванбегов явились лишь в последнее время самостоятельности М. Наряду с дадианом деспотически хозяйничала аристократия князей (тавади) и азнауров, делившаяся на две группы: высшую, подвластную особе самого князя, и низшую, подвластную принцам крови; среднее положение занимали санатиокаци — "почетные", потом соединившиеся с князьями. Азнауры были лично обязаны службой церквам, князьям или дадиану. Все остальное население составляли крепостные крестьяне. По Шардену, посетившему край в XVII в., высший класс в М. имел право на жизнь и имущество своих подданных. Во время объездов владетель и князья жили на полном продовольствии населения; еще более разоряла крестьян обязанность давать средства для постоянных вооруженных распрей между дворянами. Подобные отзывы о М. можно встретить у Литвинова, бывшего правителем Имеретии и Гурии в 1804 г.: он рисует неприглядную картину полной одичалости мингрельцев, владетели и князья которых вели жизнь кочевую. Они кормились на счет того населения, в которое перекочевывали, и жили в нем до тех пор, пока не съедали всех запасов поселян; тогда голод заставлял их переходить дальше. Пища была самая простая; несмотря на право владетеля без суда отнимать жизнь у каждого из своих подданных, стол был у всех общий; всякий нищий и калека имел право разделять общую трапезу со своим повелителем. Крестьянское население разделялось на ряд классов. Наверху стояли азаты, т. е. "свободные", несшие лишь сравнительно ничтожные повинности; число их было незначительно, и они исполняли, большей частью, обязанности полицейских и управляющих. Ниже их стояли мсахури, кроме известного количества продуктов обязанные давать мужскую прислугу в дом помещика; еще ниже — глехи, сверх мужской и женской прислуги дававшие работника на барщину, делавшие и приношение продуктами; наконец, на самом низу этой лестницы стояли моджалабе — полные и безответные рабы. Притеснения часто доводили крестьян М. до восстаний, которые иногда имели результатом падение царствовавших династий и знатных родов; дадиановские фамилии Бедия, Чиладзе, Липаритов, Шелия встречаются теперь среди крестьян, так же как и фамилия вельможи Сабатара, у которого в XVI в. гостил Шарден. Белое духовенство принадлежало также к крепостному сословию; священник отбывал личные и поземельные повинности наравне с другими крестьянами и также мог быть продан хозяином. Черное духовенство имело целую иерархию и немало монастырей, из числа которых выше всех стоял Мартвильский, с резиденцией епископа — чкондидели. Он был не только пастырем церкви, но и владельцем обширного церковного имения, населенного дворянами и крестьянами, его подданными. Центральным селением было Суджуно, где в старинной церкви находился Чудотворный образ св. Георгия, патрона М. Промышленного населения в М. почти не было. Городов, вернее местечек, было два: Зугдиди (см.) и Горди. В течение всего времени самостоятельности М. пришлось много терпеть от турок и персов; и тем, и другим М. платила дань в виде поставки султану и шаху туксусов (мальчиков) и одалисок. Кучук-кайнарджийский мир de jure освободил М. от этой повинности. 4 декабря 1803 г. владетель Григорий Дадиан (из фамилии Чиковановых) отдался в подданство России, но сохранил за собой автономию в делах гражданских. Сын Григория, Леван, уступил русскому правительству Редут-Кале и Анаклию, а в 1842 г. назначил с Высочайшего соизволения правителем М. сына своего, Давида, человека сравнительно образованного и начавшего в стране ряд преобразований. Он в 1846 г. освободил духовенство от крепостной зависимости, дал лучшее направление администрации и обложил 6 тысяч домов дворянских крестьян особой денежной податью, взамен прежней боевой повинности. Его энергия в пополнении всеми способами своей казны, не гнушавшаяся прибегать к помощи застенка и контрабанды, вызвала неудовольствие Воронцова, имевшего в виду лишить его автономии. Однако он умер правителем в 1853 г., оставив наследником сына Николая (7-ми лет), за которого стала управлять жена Давида, Екатерина Александровна Дадиани, сестра Нины Александровны Грибоедовой; она правила до 1857 г. и во время Восточной войны вела себя с большим мужеством и сама во главе мингрельской милиции участвовала в нескольких партизанских действиях. В 1857 г. в М. поднялось общее восстание крестьян, потребовавшее вмешательства русских войск. Княгиня с детьми была вызвана в СПб., и на время малолетства Николая Дадиан установлено было особое управление в М. В 1867 г. М. окончательно объединилась с Россией и вошла в состав Кутаисской губернии. Ср. К. А. Бороздин, "Упразднение двух автономий" ("Исторический Вестник", 1885, тт. XIX и XX); его же, статья о походе Омер-паши в "Военном Сборнике" (1873); его же, "Закавказские воспоминания" (СПб., 1886). Ср. также Дадиан.

Минги-тау    Мингрелия    Мингрельская станица