Мантенья

Мантенья в Энциклопедическом словаре:
Мантенья - (Mantegna) Андреа (1431-1506) - итальянский живописец и гравер.Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическимпафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгойархитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами,иллюзионистическими эффектами (росписи ''Камеры дельи Спози'' в замкеСан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре сочетал четкостьпластических форм с мягкой штриховкой (7 листов ''Битва морских божеств'',ок. 1470).

Определение слова «Мантенья» по БСЭ:
Мантенья (Mantegna)
Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, - 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?) - 1448]. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства М. имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой. М. вносил в религиозные композиции героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55; в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится там же, отдельные части - в Лувре, Париж, и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В пейзажных фонах, где доминируют кристаллические скалистые образования, М. и в окружающей среде выявляет героическое начало. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях
«Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с
«Триумфом Цезаря» (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям М. принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д’Эсте («Парнас», 1497, Лувр, Париж, и другие), цикл монохромных картин
(«Самсон и Далила», 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон, и другие). Графические работы М. (7 гравюр на меди: «Битва морских божеств» и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов; чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.
Лит.: 3намеровская Т. П., Андреа Мантенья, Л., 1961; Лазарев В. Н., Мантенья, в его книге: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 201-270; Kristeller P., A. Mantegna, B. - Lpz., 1902; Fiocco G., Mantegna, Mil., 1937; Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955; Paccagnini G., Andrea Mantegna, Mil., 1961.
А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470.

А. Мантенья. «Триумф Цезаря». Картон. 1485 - 88. Хэмптон-корт. Лондон.

Андреа Мантенья. «Шествие святого Иакова на казнь». Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449-55. (Не сохранилась).

Андреа Мантенья.

Мантенья. «Мёртвый Христос». Ок. 1500. Пинакотека Брера. Милан.

Мантенья. «Юдифь». Тушь, перо, кисть.1491. Галерея Уффици. Флоренция.

Мантель    Мантенья    Мантийный