Массовая политическая литература

Определение «Массовая политическая литература» по БСЭ:
Массовая политическая литература - агитационно-пропагандистская литература, термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентаций на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистических странах М. п. л. является важным средством коммунистического просвещения и воспитания народа.
В развитой форме агитационно-пропагандистская литература сложилась во 2-й половине 19 века как одно из эффективных средств идеологической и организаторской работы политических партий в массах. Ещё в конце 40-х годов К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали необходимость
«распространять дешево изданные популярные произведения и брошюры коммунистического содержания» для объединения рабочих (Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 19). В России произведения революционно-демократической литературы, написанные специально для народа, стали выходить с начала 1860-х годов (прокламации, «Историческая библиотека» Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского и И. И. Панаева, и т. д.).
В 70-е годы нелегально издавались агитационные произведения революционных народников «для крестьян и фабричных» («Русскому народу» А. В. Долгушина, «Хитрая механика» В. E. Варзара и т. д.).
Новый этап в развитии М. п. л. начался с 1883-84, когда плехановская группа «Освобождение труда» стала выпускать 2 серии брошюр («Библиотека современного социализма» и «Рабочая библиотека»),
популяризировавшие марксизм как научную идеологию пролетариата. Ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895) тесно связал М. п. л. с практикой борьбы за социализм (брошюры В. И. Ленина «Объяснение закона о штрафах», 1895, «К деревенской бедноте», 1903, и другие).
Придавая первостепенное значение политической периодике, Ленин, большевики в то же время заботились и об издании популярных брошюр по вопросам марксизма и революционной борьбы, адресуя их разным категориям читателей (рабочим, крестьянам, солдатам). В 1904 М. п. л. выпускало
«Издательство социал-демократической литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина» в Женеве. 3-й съезд РСДРП (1905) поставил задачу создания агитационных и пропагандистских брошюр на национальных языках. В годы Революции 1905-07 небывалый размах получило легальное издание М. п. л. По словам Ленина,
«Миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, „низами" так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России» (Полное собрание сочинений, т. 22, с. 83). Массовую популярную марксистскую литературу выпускали большевистские издательства
«Вперёд», «Зерно», позднее - «Жизнь и знание», «Прибой», «Просвещение», «Волна» и другие (см. Большевистская печать), а также ряд демократических издательств («Знание», «Парус» и других).
После Октябрьской революции 1917 М. п. л. была поставлена на службу социалистическому строительству. Выпуск её в 20-е годы осуществляли издательство ВЦИК, «Коммунист», отдел партийной литературы Госиздата, «Красная новь»,
в 30-е годы - Масспартгиз, «Московский рабочий» и другие.
Ныне М. п. л. в СССР выпускается большинством центральных, республиканских издательств, зональными и областными книжными издательствами; крупнейшие из них - Политиздат, «Знание», «Молодая гвардия». В 1971 издано свыше 5 тысяч названий книг и брошюр массово-политического характера общим тиражом около 139 млн. экземпляров (в 1940 - 3,3 тысячи названий тиражом 63,8 млн. экземпляров); произведения М. п. л. публиковались более чем в 6 тысячах газет различных типов, в партийных, комсомольских, а также в общественно-политических и литературно-художественных журналах.
Коммунистическая партия осуществляет повседневное руководство изданием и распространением М. п. л., определяет её задачи на каждом этапе коммунистического строительства (см. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов, М., 1972). В. И. Ленин и литераторы ленинской школы внесли большой вклад как в развитие М. п. л., так и в разработку принципиальных основ её теории.
В современной М. п. л. выделяют две основные разновидности: пропагандистскую и агитационную. Социалистическая пропагандистская литература разъясняет массовому читателю гносеологический, классовый и практический смысл идеологических теорий (философии, политической экономии, научного коммунизма), помогает понять сущность социальных фактов и процессов, закономерный и прогрессивный характер деятельности марксистско-ленинских партий и социалистических государств, добиваясь того, чтобы знания формировали у людей активное отношение к общественной жизни. Агитационная литература отражает, как правило, типичные, политически значимые и несущие большой эмоциональный заряд факты и события текущей общественной жизни, давая им главным образом эмоциональную морально-политическую оценку с позиций классового идеала; она формирует обобщённый, классово-оценочный, эмоционально окрашенный образ социальных явлений, опираясь на непосредственный опыт масс. См. также Публицистика.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Коммунисты и Карл Гейнцен, Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 268-85; Энгельс Ф., Предисловие к первому немецкому изданию «Развития социализма от утопии к науке», там же, т. 19, с. 321-23; Ленин В. И., Что делать?, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 6; его же. Попятное направление в русской социал-демократии, там же, т. 4; его же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; Литературное наследие Г. В. Плеханова, сб. 8, М., 1940.
Л. Н. Кастрюлина.

Массивная текстура    Массовая политическая литература    Массовое действо