Машиностроительные монополии
Определение «Машиностроительные монополии» по БСЭ:
Машиностроительные монополии - капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, сельскохозяйственное, химическое, нефтяное, насосно-компрессорное, холодильное, целлюлозно-бумажное, текстильное, кожевенное, пищевое, полиграфическое оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. таблицу).
Крупнейшие монополии общего машиностроения
капиталистического мира (1972, млн. долларов)1
| Год основания | Оборот по | Активы | Собственный | Число |
| | продаже | | капитал | занятых |
| | | | | (тысяч |
| | | | | человек) |
«Хитати» (Япония) | 1910 | 4354 | 6272 | 1576 | 151 |
«Мицубиси хэви индастрис» | 1870 | 3981 | 7264 | 663 | 111 |
(Япония) |
«Интернэшонал харвестер» (США) | 1902 | 3493 | 2574 | 1198 | 100 |
«Катерпиллар трактор» (США) | 1925 | 2602 | 1912 | 1160 | 67 |
«Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) | 1873 | 2329 | 1873 | 191 | 90 |
«Зингер» (США) | 1873 | 2218 | 1609 | 763 | 117 |
«Броун, Бовери» (Швейцария) | 1891 | 1776 | 2247 | 194 | 92 |
«Дир энд Ко» (США) | 1911 | 1500 | 1554 | 800 | 45 |
«Масси-Фергюсон» (Канада) | 1847 | 1190 | 1057 | 444 | 46 |
«Комбасчен инджиниринг» (США) | 1910 | 1180 | 740 | 295 | 35 |
«СКФ» (Швеция) | 1907 | 1048 | 1357 | 550 | 65 |
«Аллис-Чалмерс» (США) | 1901 | 960 | 835 | 390 | 28 |
«Бабкок энд Уилкокс» (США) | 1881 | 956 | 717 | 317 | 34 |
«Студебекер-Уортингтон»І (США) | 1967 | 879 | 876 | 302 | 27 |
«Зульцер» (Швейцария) | 1834 | 764 | 1074 | 569 | 37 |
«Шнейдер» (Франция) | 1836 | 554 | 125 | 209 | 55 |
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
І Образована слиянием «Уортингтон» (основана в 1916) и «Студебекер» (основана в 1903).
В металлургическом машиностроении ведущее
положение занимают 4 монополии США (на которые в 1971 приходилось
примерно 85 % общего производства металлургического оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3
Великобритании, Франции и Японии, 2 из которых -
«Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries) и «Хитати» (Hitachi)
сильно диверсифицированы, являясь
одновременно судостроительными компаниями, а
также изготовителями энергетического и другого оборудования и транспортных средств.
Основными поставщиками энергетического оборудования являются две швейцарские фирмы - «Броун, Бовери» (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехническое оборудование), дизелестроительная «Зульцер» (Sulzer) и французский концерн
«Шнейдер» (Schneider).
Главную роль на рынке атомных реакторов занимают 4 американские монополии, а также 12 компаний других стран - ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их
основными изготовителями являются электротехнические монополии -
«Дженерал электрик» (General Electric), «Вестингауз электрик» (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось
соответственно 39 % и 29 % всех произведённых в США реакторных установок), «Комбасчен инджиниринг» (Combustion Engineering) (20 %), выпускающая,
кроме того, металлургическое, нефтеперерабатывающее, подъёмно-транспортное и холодильное оборудование, и
«Бабкок энд Уилкокс» (Babcock and Wilcox) (12 %), производящая также энергетическое, насосно-компрессорное и химическое оборудование. В ФРГ - «Гутехоффнунгсхютте» (Gutehoffnungshьtte) и «Крафтверке унион» (Kraftwerke Union) и т. д.
В
тракторостроении основных капиталистических стран господствует также
небольшое число монополий. В США 75 % производства тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний - «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Катерпиллар трактор»
(Caterpillar Tractor), «Дир энд Ко» (Deere and Со), «Аллис-Чалмерс» (Allis-Chalmers), автомобильную - «Форд» (Ford) и др. В Великобритании их производство
сосредоточено в основном у 6 фирм,
причём на долю двух из них - английского отделения
«Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson) и филиала «Форда» приходится примерно 75 % общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят
около 90 %, в ФРГ 6 фирм -
более 60 % и в Италии 4 компании - примерно 80 % всей
продукции тракторостроения этих стран. В производстве подшипников ведущее
место занимает шведская
фирма СКФ (SKF) (около 25 % выпуска капиталистического мира).
Уровень
монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском,
например, станков и кузнечно-прессового оборудования заняты
сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место
среди капиталистических стран в производстве металлообрабатывающего оборудования, в 1970
только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших американских монополий. В
целом уровень концентрации производства, а также концентрации и
централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехническом и транспортном машиностроении.
Для монополий
(особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнического и транспортного машиностроения) характерен
вывоз капитала -
создание филиалов и дочерних
предприятий как в промышленно развитых капиталистических государствах, так и в развивающихся странах.
Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроительную
промышленность Западной Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так,
«Интернэшонал харвестер» имеет
тракторостроительные заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по производству и сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. У «Дир энд Ко»
филиалы находятся в ФРГ, Франции и
Швейцарии, а у
«Аллис-Чалмерс» - в Италии и Бельгии. Международная канадско-англо-американская компания «Масси-Фергюсон»,
помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и около 20 предприятий по сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроительных монополий, а также компании
«Форд» (имеющей дочерние компании,
выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии)
вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится около 60 % мирового капиталистического производства колёсных тракторов.
У крупнейшей американской компании по производству дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов «Катерпиллар трактор» дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. «Комбасчен инджиниринг»
имеет
отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, «Студебекер-Уортингтон» (Studebaker-Worthington), выпускающая насосно-компрессорное, энергетическое, химическое и холодильное оборудование, - в 7 странах, а
известный поставщик бытовых, а также промышленных швейных машин, конторского и электронного оборудования американская компания
«Зингер» (Singer) - в 10 странах Западной Европы и в ряде развивающихся стран.
Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки.
Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на
обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся
специализация и научно-технический
прогресс, ускоряющий моральный
износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и
совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии,
Картель международный, Электротехнические и электронные монополии.
А. А.
Змеев.
Машиностроительные и механические институты
Машиностроительные монополии
Машиносчётная станция