Мистификации литературные

Определение «Мистификации литературные» по БСЭ:
Мистификации литературные - литературные произведения, авторство которых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или народному творчеству; мистификация предполагает создание стилистической манеры и творческого образа мнимого автора. М. л. чаще имели место в переломные для литературы и общественной мысли эпохи. В 1817-23 для поддержки идеи национального возрождения чехов под видом народного эпоса были обнародованы
«Краледворская рукопись» и «Либушин суд», списки которых якобы обнаружил филолог В. Ганка. Стремление вывести литературу из тесного русла традиционных мотивов и форм вызвало мистификацию Дж. Макферсона, который издал в 1760-63 романтические произведения, приписанные им шотландскую барду Оссиану, по преданию жившему в 3 в. Предромантические по духу
«поэмы Оссиана» до разоблачения мистификации успели оказать влияние на многие европейские литературы. П. Мериме в 1825 издал романтические пьесы под именем выдуманной испанские актрисы Клары Гасуль, а в 1827 - сборник «Гузла», приписанный вымышленному сербскому сказителю И. Маглановичу. 11 песен этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин
(«Песни западных славян»).
В России ряд М. л. появился в 19 в. Крупные писатели и учёные (А. С. Пушкин, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев) становились их жертвами, принимая поддельные «древние» рукописи, псевдомемуары, «неизвестные» варианты произведений за подлинные. Своеобразной М. л. была литературная маска Козьмы Пруткова.
Один из видов М. л. - выдача оригинального сочинения за перевод - часто служил средством политической конспирации и притупления бдительности цензуры (псевдопереводы Н. А. Некрасова «Из Ларры», «Из Барбье»).
Раскрытие М. л. производится средствами текстологической критики текста. Социальный генезис и тенденциозность в М. л. выражены, как правило, откровеннее, чем в обычных произведениях; часто выдают Анахронизмы, языковые несоответствия и т. п. Мн. М. л. представляют не только исторический интерес, но и эстетическую ценность.
Лит.: Ланн Е., Литературные мистификации, М. - Л., 1930; Масанов Ю. И., В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок, М., 1963; Берков П. Н., О людях И книгах, М., 1965 (есть библ.).
А. Л. Гришунин.
Портрет П. Мериме в виде Клары Гасуль работы Э. Ж. Делеклюза (1825).

Портрет П. Мериме работы Э. Ж. Делеклюза (1825).

Мистии    Мистификации литературные    Мистра