Мунье

Определение слова «Мунье» по БСЭ:
Мунье - Мунье (Mousnier)
Ролан (р. 7.9.1907, Париж), французский историк. Профессор Сорбонны (с 1955), руководитель Центра по исследованиям европейской цивилизации (с 1958). Председатель французского Национального комитета историков (с 1971). Основные работы М. посвящены истории Франции 16-18 вв., главным образом аграрным отношениям и социальной структуре общества, трактуемым в антимарксистском духе. Значительное место в его исследованиях занимает проблема французского абсолютизма, который он изображает как надклассовую силу, выражающую общенациональные интересы.
Соч.: La vйnalitй des offices sous Henri IV et Louis. XIII, 2 йd., P., 1971; Le XVIII siиcle. Rйvolution intellectuelle, technique et politique (1715-1815), 2 йd., P., 1955; Le XVI et XVII siиcles. Les progr
иs de la civilisation europиenne et le dйclin de lOrient (1492-1715), 5 йd., P., 1967; Lart de la dissertation historique, P., 1960; Le XVIII siиcle. Lepoque des «Lumiиres» (1725-1815), P., 1963 (совм. с Labrousse E..); Lassassinat dHenri IV 14 mai 1610, P., 1964; Tureurs paysannes. Les paysans dans les r
йvoltes du XVII siиcle (France, Russie, Chine), P., 1967.


Мунье - Мунье (Mounier)
Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль, - 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ Парижа), французский философ-идеалист, основатель и глава французского Персонализма, организатор и руководитель его теоретического органа - журнала «Эспри»
(«Esprit», основан в 1932). В основе учения М. лежит признание абсолютной ценности личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если индивид, по М., - это изолированное человеческое «Я», замкнутый в себе, погруженный в свой внутренний мир человек, то личность - это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творческом самоосуществлении. Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному. В целом персонализм М. - одна из разновидностей католического Модернизма. Разделяя общую с экзистенциализмом теорию
«вовлечения», М. считал, однако, что личность не «брошена» в мир, не враждебна ему, а разумно включается в него, преобразуя его согласно своим морально-политическим устремлениям.
Персонализм М. ставил и конкретные социально-политические задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М. видел в моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций
«христианского социализма», М. одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и социалистической революции он противопоставил идею «персоналистской и общинной духовной революции».
Соч.: Manifeste au service du personnalisme, P., 1936; Quest-ce que le personnalisme?, P., 1947; CEuvres, t. 1-4, P., 1961-63.
Лит.: Кузнецов В. Н., Французская буржуазная философия 20 в., М., 1970, с. 211-22; [Emmanuel Mounier], «Esprit», 1950, № 12 (174); Mounier et sa gйnйration, P., 1956; Moix C., La pensйe dEmmanuel Mounier, P., 1960; Cuissard L., E. Mounier, P., 1963; Conilh J., Emmanuel Mounier. Sa vie, son oeuvre. Avec un expos
й de sa philosophie, P., 1966; Plużański Т., Mounier, Warsz., 1967; Domenach J.- M., Emmanuel Mounier, P., 1972.
Т. А. Сахарова.

Мунши    Мунье    Муонио-Эльв