Матвеев
Матвеев в Энциклопедическом словаре:
Матвеев - Борис Степанович (1889-1973) - российский зоолог, заслуженныйдеятель науки (1970), профессор МГУ. Основные труды по сравнительнойанатомии и эмбриологии позвоночных, общим вопросам эволюции.
Федор
Михайлович (1758-1826) -
российский живописец. Жил в Италии.Идеализированные видовые и вымышленные классицистические пейзажи.
Игорь Николаевич (1936-82) -
российский ученый в области лазернойтехники,
доктор технических наук (1976),
заслуженный изобретатель РСФСР(1970).
Труды по проблемам теории и техники приема и обработки оптическихсигналов. Ленинская
премия (1980). Государственная
премия СССР (1976).
Иван
Иванович (1890-1918) -
участник Гражданской войны. В 1918командовал Таманской армией, руководил ее героическим
походом (см.Таманской армии поход). Расстрелян по постановлению Революционноговоенного совета 11-й армии за
отказ выполнять его
решение об отходеТаманской армии от Армавира в
район станицы Невинномысская.
Евгений Семенович (р. 1922) -
российский актер и кинорежиссер,народный
артист СССР (1974). В 1952-68 в Малом театре. Снимался в фильмах:''Родная
кровь'', ''Освобождение'' и др. Поставил фильмы:
''Почтовый роман''(1970),
''Любовь земная'' (1975),
''Судьба'' (1979),
''Особо важное задание''(1981), в которых играл главные
роли, ''Победа'' (1985). Государственнаяпремия
СССР (1979).
Владимир
Федорович (1932-89) -
российский журналист и педагог,один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965
заместитель главногоредактора журнала
''Пионер'', с 1974
главный редактор журнала ''Мурзилка''. В1983-88
главный редактор ''Учительской газеты'', ставшей под егоруководством общественным центром перестройки народного образования.Председатель Творческого союза учителей
СССР в 1989.
Артамон
Сергеевич (1625-82) -
боярин, приближенный царя АлексеяМихайловича.
Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в1682, убит стрельцами.
Андрей Матвеевич (1701-39) -
российский живописец. Один изосновоположников русской светской живописи. Портреты
Матвеева отмеченынепринужденностью поз и правдивостью характеристик (т. н.
''Автопортрет сженой'', 1729).
Александр Терентьевич
Андрей Артамонович (1666-1728) -российский
государственный деятель и
дипломат, сподвижник Петра I. Сын А.С.
Матвеева. Граф (с 1715). С 1699
посол в Гааге, Вене.
Президент Морскойакадемии, Юстиц-коллегии.
Автор ''Записок'' о событиях кон. 17 в.
Александр Терентьевич (1878-1960) -
российский скульптор,заслуженный
деятель искусств (1931).
Член объединений ''Мир искусства'',''Голубая
роза'' и Общества русских скульпторов. Стремился к классическиясным образам, четкой архитектонике, обобщенности
формы (группа ''Октябрь'',1927).
Мастер пластики малых форм. Педагог.
Виктор Анатольевич (р. 1941) -
российский физик-теоретик, академикРАН (1994).
Труды по физике высоких энергий и элементарным частицам,квантовой теории
поля. Ленинская
премия (1988).
Определение слова «Матвеев» по БСЭ:
Матвеев - Александр Терентьевич [13(25).8.1878, Саратов, - 22.10.1960, Москва], советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член КПСС с 1940. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906-07 работал в Париже. Член объединений
«Мир искусства», «Голубая роза» и ОРС. В ранних произведениях М. (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея) чувствуется влияние импрессионистической пластики П. П. Трубецкого. Постепенно центральной темой творчества М. становится обнажённая человеческая фигура, представленная в состоянии просветлённого покоя [цикл произведений, украшавших виллу Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым), мрамор, инкерманский камень, 1908-11, ансамбль не сохранился, отдельные фрагменты - в Русском музее, Ленинград; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, гранит, 1910]. Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ М. воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естественная граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физических сил человека. После Великой Октябрьской социалистической революции М. участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник К. Марксу в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). Поиски архитектоничной обобщённой формы с особой силой проявились в таких произведениях М., как группа
«Октябрь» (гипс, 1927, Русский музей, Ленинград; бронзовый отлив - 1958), где революционная героика воплощена в классически ясных образах, и бронзовая фигура стоящей женщины (1937, там же). Насыщенностью психологических характеристик, органически связанных с внутренними закономерностями формы, отличаются созданные М. скульптурные образы русских писателей (статуя А. С. Пушкина, пластилин, 1948-60, мастерская скульптора, Москва); проникновенное внимание к пластической конструкции объёма проявляется и в станковых портретах М. (автопортрет, бронза, 1939, Русский музей), фиксирующих наиболее устойчивые, непреходящие черты лица модели. Тонким пониманием специфики мелкой пластики отмечены работы М. для Петроградского фарфорового завода (1920-е годы). М. оказал глубокое влияние на развитие советской скульптуры не только своим творчеством, но и педагогической деятельностью [преподавал в ленингр. АХ (1918-48) и Московском художественном институте (1940-48)]. Ученики: М. А. Вайнман, А. М. Игнатьев, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Бассехес А. И., А. Т. Матвеев, М., 1960: Мурина Е., А. Т. Матвеев М., 1964.
И. М. Соколова.
«Каменотёс». Дерево. Русский музей. Ленинград.
Автопортрет. 1939. Бронзовая отливка 1946. Русский музей. Ленинград.
Портрет В. Э. Борисова-Мусатова. Гипс. 1900. Третьяковская галерея. Москва.
«Стоящая женщина». Бронза. Русский музей. Ленинград.
«Девушка с полотенцем». Дерево. 1916. Русский музей. Ленинград.
«Купальщица». Гипс. 1910. Русский музей. Ленинград.
«Сидящий мальчик». Гипс. 1909. Русский музей. Ленинград.
Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (Калужская область). 1910. Гипсовый слепок. Русский музей. Ленинград.
А. Т. Матвеев.
Матвеев -
Андрей Артамонович [15(25)8.1666,
Москва, - 16(27).9.1728, там же],
русский государственный деятель и
дипломат, сподвижник Петра I, граф (с 1715). Сын А. С.
Матвеева. В 1691-93
воевода в Двинском крае. В 1699-1712
посол в
Голландии, в 1712-15 - в Австрии. Используя
противоречия между европейскими державами в
связи с войной за Испанское наследство, сумел
удержать правительства Голландии и
Великобритании от помощи Швеции в Северной войне 1700-21. По
возвращении в Россию -
президент Морской академии и Навигационной школы; с 1719
сенатор и президент
Юстиц-коллегии, затем президент Московской сенатской конторы (1724); с 1727 в
отставке. В
середине 20-х годов М. составил
описание стрелецкого бунта 1682.
Соч.: Русский дипломат во Франции, Л., 1972.
Лит.:
Кафенгауз Б. Б., Внешняя
политика России при Петре I, М., 1942.
Матвеев - Андрей Матвеевич (1701,
Новгород, - 1739), русский
живописец. Пенсионер Петра I, М. с 1716 совершенствовался в Нидерландах (учился в
Амстердаме, а в 1725-27 - в антверпенской АХ). С 1727 возглавлял в
Петербурге «живописную команду» при
«Канцелярии от строений».
Творчество М. сыграло важную роль в
становлении русского светского искусства в начале 18 века. М. выполнял декоративные росписи в Петербурге (в том числе в Петропавловском соборе) и Москве, а
также станковые композиции, иконы. Среди немногих сохранившихся работ М.
естественной непринуждённостью композиции и
правдивостью индивидуальных характеристик выделяются портреты конца 1720-х годов (И. А. и А. П. Голицыных, оба - 1728,
собрание Голицыных, Москва; так
называемый «Автопортрет с женой», 1729, Русский музей, Ленинград).
Лит.:
История русского искусства, т. 5, М., 1960, с. 331 - 38.
А. М. Матвеев. Т. н. «Автопортрет с женой». 1729. Русский музей.
Ленинград.
Матвеев - Артамон
Сергеевич [1625 - 15(25).5.1682, Москва], русский государственный деятель и дипломат,
боярин (1674). Сын дьяка, служил на Украине, участвовал в войнах с Польшей. В 1654 входил в
состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656-57 - посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа
(полка) участвовал в
подавлении Московского
восстания 1662. С 1669 возглавил
Малороссийский приказ, с 1671 руководил
одновременно Посольским приказом и другими центральными учреждениями. М. считал основной задачей русской внешней
политики присоединение к России всей Украины и для её
решения полагал возможным временно
отказаться от борьбы со Швецией за балтийского
берега. В 1672 во
время переговоров с Польшей добился
закрепления за Россией Киева. Был близок с царём Алексеем Михайловичем,
вторая жена которого
Наталия Кирилловна
Нарышкина была воспитанницей М. Для
своего времени М. был образованным человеком, имел большую
библиотеку, явился инициатором составления
«Титулярника» - справочника по дипломатической
переписке. После смерти царя подвергся опале и был сослан
вместе с семьей на
север (1676). С избранием на
царство Петра I М. возвращен в Москву, но
через несколько дней стал одной из первых жертв Московского восстания 1682.
Лит.: Щепотьев Л.,
Ближний боярин А. С. Матвеев как культурный
политический деятель XVII в., СПБ, 1906.
А. Л.
Гольдберг.
Матвеев - Борис Степанович [8(20).9.1889,
Бобров, ныне Воронежской области, - 21.9.1973, Москва], советский
зоолог, специалист в области морфологии животных, заслуженный деятель науки РСФСР (1970).
Профессор МГУ (с 1931). В 1913 окончил Московский
университет. Ученик и
сотрудник А. Н. Северцова. В 1931-51
заведующий кафедрой зоологии и сравнит, анатомии позвоночных МГУ. В 1930-35
заместитель директора
Лаборатории эволюционной морфологии АН СССР (ныне
Институт эволюционной морфологии и экологии АН СССР имени А. Н. Северцова).
Автор трудов по
сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии позвоночных, по общим вопросам
эволюции. Разрабатывал теорию
метамерии черепа, изучал
закономерности эволюционных
преобразований производных кожи
(чешуи, зубов и других).
Соавтор и
редактор учебника по зоологии позвоночных (7 изданий). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
Матвеев -
Евгений Семенович (родился 8.3.1922, село
Новоукраинка Скадовского района Херсонской области), русский советский
актёр и
кинорежиссёр, народный
артист СССР (1974). Член КПСС с 1948. Учился в Киевской киноактёрской школе (1940-41). Работал в театрах Тюмени, Новосибирска. В 1952-68 в московском Малом театре. Роли: Латкин
(«Северные зори»
Никитина), Беркут («Деньги» Софронова),
Яровой («Любовь Яровая» Тренева) и другие. В 60-70-е годы М. работает
главным образом в кино. Роли:
Константин («Дом, в котором я живу»), Нагульнов
(«Поднятая целина»), Нехлюдов («Воскресение»),
Шаповалов («Высокое звание»),
Федотов («Родная кровь») и другие. Исполнил роль Л. И. Брежнева в фильме «Солдаты свободы» (1977). Поставил фильмы:
«Цыган» (1967, роль Будулая), «Почтовый роман» (1970, роль
Ковшова), «Любовь земная» (1975) и «Судьба» (1977, в обоих играл роль Захара Дерюгина) и другие. Государственная
премия РСФСР имени братьев Васильевых (1974). Награжден орденом Ленина и медалями.
Матвеев - Иван
Иванович (1890,
Алешки, ныне
Цюрупинск Херсонской области, - 8.10.1918,
Пятигорск), активный
участник Гражданской войны в СССР. Член Коммунистической партии с февраля 1917. Родился в семье матроса, был моряком торгового флота. С 1914 служил на военных транспортах Черноморского флота. В 1917 вёл антивоенную агитацию
среди матросов, солдат и рабочих. В январе 1918 командовал отрядом моряков во время боев с гайдамаками в Одессе, затем в апреле - в боях с германскими интервентами и белоказаками на Таманском
полуострове. 27
августа 1918 в
Геленджике на Военном совете был избран командующим Таманской армией. В
исключительно трудных условиях
успешно руководил
походом армии
вдоль Черноморского
побережья (см. Таманской армии
поход 1918). Был расстрелян по
настоянию командующего Красной Армией Северного Кавказа авантюриста И. Л.
Сорокина.
Матвеев - Федор
Михайлович (1758-1826,
Италия), русский живописец и
рисовальщик, пейзажист. Сын солдата. Учился в Петербургской АХ (1764-78), вероятно у С. Ф.
Щедрина (с 1779 -
пенсионер АХ в Риме). Жил в Италии. Писал
идеализированные, проникнутые торжеств, величием видовые пейзажи
(преимущественно Италии) и видовые по
характеру, но вымышленные
«героические» пейзажи в духе Классицизма («Вид Неаполя», 1806, «Вид на Лаго-Маджоре», 1808, - оба в Русском музее, Ленинград). Выполнял также
пейзажные рисунки с натуры («Пейзаж с пиниями»,
сепия, тушь, итальянский
карандаш, Третьяковская галерея, Москва).
Лит.:
Фёдоров-Давыдов А., Русский
пейзаж XVIII -
начала XIX века, М., 1953.
Ф. М. Матвеев. «Вид Рима, Колизей». 1816. Третьяковская галерея. Москва.
Матарам
Матвеев
Матвеева