Матвеев

Матвеев в Энциклопедическом словаре:
Матвеев - Борис Степанович (1889-1973) - российский зоолог, заслуженныйдеятель науки (1970), профессор МГУ. Основные труды по сравнительнойанатомии и эмбриологии позвоночных, общим вопросам эволюции.


Федор Михайлович (1758-1826) - российский живописец. Жил в Италии.Идеализированные видовые и вымышленные классицистические пейзажи.
Игорь Николаевич (1936-82) - российский ученый в области лазернойтехники, доктор технических наук (1976), заслуженный изобретатель РСФСР(1970). Труды по проблемам теории и техники приема и обработки оптическихсигналов. Ленинская премия (1980). Государственная премия СССР (1976).
Иван Иванович (1890-1918) - участник Гражданской войны. В 1918командовал Таманской армией, руководил ее героическим походом (см.Таманской армии поход). Расстрелян по постановлению Революционноговоенного совета 11-й армии за отказ выполнять его решение об отходеТаманской армии от Армавира в район станицы Невинномысская.
Евгений Семенович (р. 1922) - российский актер и кинорежиссер,народный артист СССР (1974). В 1952-68 в Малом театре. Снимался в фильмах:''Родная кровь'', ''Освобождение'' и др. Поставил фильмы: ''Почтовый роман''(1970), ''Любовь земная'' (1975), ''Судьба'' (1979), ''Особо важное задание''(1981), в которых играл главные роли, ''Победа'' (1985). Государственнаяпремия СССР (1979).
Владимир Федорович (1932-89) - российский журналист и педагог,один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 заместитель главногоредактора журнала ''Пионер'', с 1974 главный редактор журнала ''Мурзилка''. В1983-88 главный редактор ''Учительской газеты'', ставшей под егоруководством общественным центром перестройки народного образования.Председатель Творческого союза учителей СССР в 1989.
Артамон Сергеевич (1625-82) - боярин, приближенный царя АлексеяМихайловича. Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в1682, убит стрельцами.
Андрей Матвеевич (1701-39) - российский живописец. Один изосновоположников русской светской живописи. Портреты Матвеева отмеченынепринужденностью поз и правдивостью характеристик (т. н. ''Автопортрет сженой'', 1729).
Александр Терентьевич Андрей Артамонович (1666-1728) -российский государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I. Сын А.С. Матвеева. Граф (с 1715). С 1699 посол в Гааге, Вене. Президент Морскойакадемии, Юстиц-коллегии. Автор ''Записок'' о событиях кон. 17 в.
Александр Терентьевич (1878-1960) - российский скульптор,заслуженный деятель искусств (1931). Член объединений ''Мир искусства'',''Голубая роза'' и Общества русских скульпторов. Стремился к классическиясным образам, четкой архитектонике, обобщенности формы (группа ''Октябрь'',1927). Мастер пластики малых форм. Педагог.
Виктор Анатольевич (р. 1941) - российский физик-теоретик, академикРАН (1994). Труды по физике высоких энергий и элементарным частицам,квантовой теории поля. Ленинская премия (1988).

Определение слова «Матвеев» по БСЭ:
Матвеев - Александр Терентьевич [13(25).8.1878, Саратов, - 22.10.1960, Москва], советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член КПСС с 1940. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906-07 работал в Париже. Член объединений
«Мир искусства», «Голубая роза» и ОРС. В ранних произведениях М. (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея) чувствуется влияние импрессионистической пластики П. П. Трубецкого. Постепенно центральной темой творчества М. становится обнажённая человеческая фигура, представленная в состоянии просветлённого покоя [цикл произведений, украшавших виллу Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым), мрамор, инкерманский камень, 1908-11, ансамбль не сохранился, отдельные фрагменты - в Русском музее, Ленинград; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, гранит, 1910]. Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ М. воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естественная граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физических сил человека. После Великой Октябрьской социалистической революции М. участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник К. Марксу в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). Поиски архитектоничной обобщённой формы с особой силой проявились в таких произведениях М., как группа
«Октябрь» (гипс, 1927, Русский музей, Ленинград; бронзовый отлив - 1958), где революционная героика воплощена в классически ясных образах, и бронзовая фигура стоящей женщины (1937, там же). Насыщенностью психологических характеристик, органически связанных с внутренними закономерностями формы, отличаются созданные М. скульптурные образы русских писателей (статуя А. С. Пушкина, пластилин, 1948-60, мастерская скульптора, Москва); проникновенное внимание к пластической конструкции объёма проявляется и в станковых портретах М. (автопортрет, бронза, 1939, Русский музей), фиксирующих наиболее устойчивые, непреходящие черты лица модели. Тонким пониманием специфики мелкой пластики отмечены работы М. для Петроградского фарфорового завода (1920-е годы). М. оказал глубокое влияние на развитие советской скульптуры не только своим творчеством, но и педагогической деятельностью [преподавал в ленингр. АХ (1918-48) и Московском художественном институте (1940-48)]. Ученики: М. А. Вайнман, А. М. Игнатьев, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Бассехес А. И., А. Т. Матвеев, М., 1960: Мурина Е., А. Т. Матвеев М., 1964.
И. М. Соколова.
«Каменотёс». Дерево. Русский музей. Ленинград.

Автопортрет. 1939. Бронзовая отливка 1946. Русский музей. Ленинград.

Портрет В. Э. Борисова-Мусатова. Гипс. 1900. Третьяковская галерея. Москва.

«Стоящая женщина». Бронза. Русский музей. Ленинград.

«Девушка с полотенцем». Дерево. 1916. Русский музей. Ленинград.

«Купальщица». Гипс. 1910. Русский музей. Ленинград.

«Сидящий мальчик». Гипс. 1909. Русский музей. Ленинград.

Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (Калужская область). 1910. Гипсовый слепок. Русский музей. Ленинград.

А. Т. Матвеев.


Матвеев - Андрей Артамонович [15(25)8.1666, Москва, - 16(27).9.1728, там же], русский государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, граф (с 1715). Сын А. С. Матвеева. В 1691-93 воевода в Двинском крае. В 1699-1712 посол в Голландии, в 1712-15 - в Австрии. Используя противоречия между европейскими державами в связи с войной за Испанское наследство, сумел удержать правительства Голландии и Великобритании от помощи Швеции в Северной войне 1700-21. По возвращении в Россию - президент Морской академии и Навигационной школы; с 1719 сенатор и президент Юстиц-коллегии, затем президент Московской сенатской конторы (1724); с 1727 в отставке. В середине 20-х годов М. составил описание стрелецкого бунта 1682.
Соч.: Русский дипломат во Франции, Л., 1972.
Лит.: Кафенгауз Б. Б., Внешняя политика России при Петре I, М., 1942.
Матвеев - Андрей Матвеевич (1701, Новгород, - 1739), русский живописец. Пенсионер Петра I, М. с 1716 совершенствовался в Нидерландах (учился в Амстердаме, а в 1725-27 - в антверпенской АХ). С 1727 возглавлял в Петербурге «живописную команду» при
«Канцелярии от строений». Творчество М. сыграло важную роль в становлении русского светского искусства в начале 18 века. М. выполнял декоративные росписи в Петербурге (в том числе в Петропавловском соборе) и Москве, а также станковые композиции, иконы. Среди немногих сохранившихся работ М. естественной непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик выделяются портреты конца 1720-х годов (И. А. и А. П. Голицыных, оба - 1728, собрание Голицыных, Москва; так называемый «Автопортрет с женой», 1729, Русский музей, Ленинград).
Лит.: История русского искусства, т. 5, М., 1960, с. 331 - 38.
А. М. Матвеев. Т. н. «Автопортрет с женой». 1729. Русский музей. Ленинград.
Матвеев - Артамон Сергеевич [1625 - 15(25).5.1682, Москва], русский государственный деятель и дипломат, боярин (1674). Сын дьяка, служил на Украине, участвовал в войнах с Польшей. В 1654 входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656-57 - посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа (полка) участвовал в подавлении Московского восстания 1662. С 1669 возглавил Малороссийский приказ, с 1671 руководил одновременно Посольским приказом и другими центральными учреждениями. М. считал основной задачей русской внешней политики присоединение к России всей Украины и для её решения полагал возможным временно отказаться от борьбы со Швецией за балтийского берега. В 1672 во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. Был близок с царём Алексеем Михайловичем, вторая жена которого Наталия Кирилловна Нарышкина была воспитанницей М. Для своего времени М. был образованным человеком, имел большую библиотеку, явился инициатором составления
«Титулярника» - справочника по дипломатической переписке. После смерти царя подвергся опале и был сослан вместе с семьей на север (1676). С избранием на царство Петра I М. возвращен в Москву, но через несколько дней стал одной из первых жертв Московского восстания 1682.
Лит.: Щепотьев Л., Ближний боярин А. С. Матвеев как культурный политический деятель XVII в., СПБ, 1906.
А. Л. Гольдберг.
Матвеев - Борис Степанович [8(20).9.1889, Бобров, ныне Воронежской области, - 21.9.1973, Москва], советский зоолог, специалист в области морфологии животных, заслуженный деятель науки РСФСР (1970). Профессор МГУ (с 1931). В 1913 окончил Московский университет. Ученик и сотрудник А. Н. Северцова. В 1931-51 заведующий кафедрой зоологии и сравнит, анатомии позвоночных МГУ. В 1930-35 заместитель директора Лаборатории эволюционной морфологии АН СССР (ныне Институт эволюционной морфологии и экологии АН СССР имени А. Н. Северцова). Автор трудов по сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии позвоночных, по общим вопросам эволюции. Разрабатывал теорию метамерии черепа, изучал закономерности эволюционных преобразований производных кожи (чешуи, зубов и других). Соавтор и редактор учебника по зоологии позвоночных (7 изданий). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
Матвеев - Евгений Семенович (родился 8.3.1922, село Новоукраинка Скадовского района Херсонской области), русский советский актёр и кинорежиссёр, народный артист СССР (1974). Член КПСС с 1948. Учился в Киевской киноактёрской школе (1940-41). Работал в театрах Тюмени, Новосибирска. В 1952-68 в московском Малом театре. Роли: Латкин
(«Северные зори» Никитина), Беркут («Деньги» Софронова), Яровой («Любовь Яровая» Тренева) и другие. В 60-70-е годы М. работает главным образом в кино. Роли: Константин («Дом, в котором я живу»), Нагульнов
(«Поднятая целина»), Нехлюдов («Воскресение»), Шаповалов («Высокое звание»), Федотов («Родная кровь») и другие. Исполнил роль Л. И. Брежнева в фильме «Солдаты свободы» (1977). Поставил фильмы:
«Цыган» (1967, роль Будулая), «Почтовый роман» (1970, роль Ковшова), «Любовь земная» (1975) и «Судьба» (1977, в обоих играл роль Захара Дерюгина) и другие. Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1974). Награжден орденом Ленина и медалями.
Матвеев - Иван Иванович (1890, Алешки, ныне Цюрупинск Херсонской области, - 8.10.1918, Пятигорск), активный участник Гражданской войны в СССР. Член Коммунистической партии с февраля 1917. Родился в семье матроса, был моряком торгового флота. С 1914 служил на военных транспортах Черноморского флота. В 1917 вёл антивоенную агитацию среди матросов, солдат и рабочих. В январе 1918 командовал отрядом моряков во время боев с гайдамаками в Одессе, затем в апреле - в боях с германскими интервентами и белоказаками на Таманском полуострове. 27 августа 1918 в Геленджике на Военном совете был избран командующим Таманской армией. В исключительно трудных условиях успешно руководил походом армии вдоль Черноморского побережья (см. Таманской армии поход 1918). Был расстрелян по настоянию командующего Красной Армией Северного Кавказа авантюриста И. Л. Сорокина.
Матвеев - Федор Михайлович (1758-1826, Италия), русский живописец и рисовальщик, пейзажист. Сын солдата. Учился в Петербургской АХ (1764-78), вероятно у С. Ф. Щедрина (с 1779 - пенсионер АХ в Риме). Жил в Италии. Писал идеализированные, проникнутые торжеств, величием видовые пейзажи (преимущественно Италии) и видовые по характеру, но вымышленные
«героические» пейзажи в духе Классицизма («Вид Неаполя», 1806, «Вид на Лаго-Маджоре», 1808, - оба в Русском музее, Ленинград). Выполнял также пейзажные рисунки с натуры («Пейзаж с пиниями», сепия, тушь, итальянский карандаш, Третьяковская галерея, Москва).
Лит.: Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX века, М., 1953.
Ф. М. Матвеев. «Вид Рима, Колизей». 1816. Третьяковская галерея. Москва.

Матарам    Матвеев    Матвеева