Мадригал

Значение слова Мадригал по Ефремовой:
Мадригал - 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.
2. Особый вид старинного вокального сочинения (для трех и более голосов) на стихотворение пасторального любовного содержания (в музыке).

Значение слова Мадригал по Ожегову:
Мадригал - Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее

Мадригал в Энциклопедическом словаре:
Мадригал - (франц. madrigal) -1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшоемузыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания,первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С 16 в. небольшоестихотворение-комплимент.

Значение слова Мадригал по словарю Ушакова:
МАДРИГАЛ, мадригала, м. (фр. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.). Бывало нежные поэты... точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты. Пушкин. 2. Любезность, комплимент (устар.). Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал. Пушкин.

Значение слова Мадригал по словарю Даля:
Мадригал
м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.

Значение слова Мадригал по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мадригал (madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre — пастух и gal — жалоба, по мнению других — от materialia, обозначающего светское пение и данного М. в отличие его от духовного пения (mottetto), схожего с М. по форме. М. перешел из Прованса в Италию. Старейший манускрипт М., находящийся в Ватиканской библиотеке, относится к 1300 г. Художественную обработку М. впервые получил у Адриана Виллаерта, представителя венецианской школы, в первой половине XVI в. При нем М. вместо речитативной формы получил более округленную хоровую полифоническую форму. М. преимущественно писался для 3-5 голосов. Он получил большое распространение в Италии и в других странах Западной Европы. Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки и пр. Расширенный введением arioso, М. считается формой, предшествовавшей опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с М., или переложения М. на инструменты, назывались Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto — короткий мадригал, Madrigaloneбольшой мадригал. М. (лит.) — лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. М. возник у итальянцев и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX вв.

Определение слова «Мадригал» по БСЭ:
Мадригал - [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения.
Ранние музыкально-поэтические М. - 2-3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4-5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 - начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.
М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 - начало 19 веков - жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:
«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;
Я соглашусь, любовию дыша:
Твоё прекраснейшее тело
Не что иное, как душа!
Г. Н. Дубравская.

Мадрепоровые Кораллы    Мадригал    Мадригалист