Мелодика Стиха

Мелодика Стиха в Энциклопедическом словаре:
Мелодика Стиха - система распределения восходящих и нисходящих интонаций встихе (ср. Интонация стихотворная), в частности, предложенийвопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) иповествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности спериодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.; три основныхтипа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс)и говорной (напр., ''Валерик'' М. Ю. Лермонтова).

Определение «Мелодика Стиха» по БСЭ:
Мелодика стиха - система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения; китайское стихосложение основано на заданном соответствии между
«ровными» и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает более свободна и играет в стихе вспомогательную роль; так, в сербо-хорватском или древнегреческом стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения; так, в большинстве языков мира (в т. ч. в русском) используются восходящие (в середине предложения) и нисходящие (в конце предложения) фразовые интонации. Полная реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонационного рисунка задаётся при этом текстом, но детали привносятся декламатором.
В русском стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, которые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. 1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чешским учёным Я. Мукаржовским); внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается (отмечено советским стиховедом Г. Шенгели); совпадения и несовпадения этой интонационной сетки ритма с интонационным движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодический рисунок стихотворной речи. 2) При построении стихотворного текста (стихотворение, отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причём их интонационное строение может и подчёркиваться, и приглушаться посредством периодического строения, Параллелизмов, антитез, повторов и т.п.
Эти приёмы складываются в три основных типа интонирования стиха (выделены Б. М. Эйхенбаумом) - декламативный (например, в оде), напевный (например, в романсной лирике), говорной (например, в басне), и некоторые промежуточные (элегия - между декламативным и напевным, послание - между декламативным и говорным). По др. классификации (В. Е. Холшевников) выделяются лишь два типа интонирования - напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный). М. с. - область малоисследованная.
Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; его же, Мелодика стиха, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Бернштейн С. И., Стих и декламация, в кн.: Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972.
М. Л. Гаспаров.

Мелодика Речи    Мелодика Стиха    Мелодист