Менцель
Менцель в Энциклопедическом словаре:
Менцель - (Menzel) Адольф фон (1815-1905) - немецкий живописец и график.Реалистически точные и выразительные иллюстрации (к ''Истории ФридрихаВеликого'' Ф. Куглера, 1839-42); пристальное внимание к натуре, интерес ксвету и воздуху выразились в пейзажах, интерьерах, жанровых картинах(''Комната с балконом'', 1845; ''Театр ''Жимназ'', 1856); напряжениепромышленного труда передано в картине ''Железопрокатный завод'' (1875).
(Меnzel) Иржи (р. 1938) -
чешский кинорежиссер и
сценарист. В 28лет получил премию
''Оскар'' за
дебют ''Поезда под особым наблюдением'' (пороману Б. Грабала), в котором проявились свойственные ему
внимание кобыденности и
художественный эксцентризм. Сатирическая
картина ''Жаворонкина нитях'', поставленная в 1969, была выпущена в
прокат только в 1990. В1994 экранизировал
роман В. Н. Войновича
''Жизнь и необычайные приключениясолдата Ивана Чонкина''.
(Меnzel) Иржи (р. 1938) -
чешский кинорежиссер и
сценарист. В 28лет получил премию
''Оскар'' за
дебют ''Поезда под особым наблюдением'' (пороману Б. Грабала), в котором проявились свойственные ему
внимание кобыденности и
художественный эксцентризм. Сатирическая
картина ''Жаворонкина нитях'', поставленная в 1969, была выпущена в
прокат только в 1990. В1994 экранизировал
роман В. Н. Войновича
''Жизнь и необычайные приключениясолдата Ивана Чонкина''.
Определение слова «Менцель» по БСЭ:
Менцель - Менцель (Menzel)
Адольф фон (8.12.1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, - 9.2.1905, Берлин), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца, в 1830 в АХ в Берлине. В основном самоучка. Посетил Париж (1855, 1867, 1868) и Верону (1880, 1881, 1882). Живописные, богатые светотеневыми эффектами иллюстрации к
«Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера (ксилография по рисункам М., 1839-42), а также картины из жизни Фридриха II («Концерт Фридриха II в Сан-Суси», 1852, Национальная галерея, Берлин) воссоздают повседневную жизнь Пруссии 18 в.; они полны выразительных и точных бытовых деталей, отличаются живостью характеристик, хотя и не лишены черт идеализации короля. Напоённые светом и воздухом картины 1840-х гг.
(«Комната с балконом», 1845, см. илл.; «Строительная площадка с ивами», 1846, - обе в Национальной галерее, Берлин) предвосхищают пути развития европейской реалистической живописи 2-й половины 19 в. (выбор мотива, фрагментарность композиции, энергичная манера письма, интерес к проблеме пленэра, богатство валёров). В картине
«Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Кунстхалле, Гамбург) отражены революционные события 1848. Пристальное внимание к натуре, демократизм творчества М. выразились и в непосредственных, свежих и ярких по цвету жанровых произведениях
(«Театр Жимназ», 1856, Национальная галерея, Берлин; «После полудня в Тюильри», 1867, Картинная галерея, Дрезден), картинах из народной жизни, разработке темы труда («На стройке», 1875, частное собрание, Берлин; «Рынок в Вероне», 1884, Картинная галерея, Дрезден).
«Железопрокатный завод» (1875, Национальная галерея, Берлин) - первое в европейской живописи изображение напряжённого индустриального труда; здесь жанровое начало соединяется с эпическим. Неутомимый рисовальщик (свыше 5 тыс. рисунков в Национальной галерее, Берлин), М. был также мастером акварели, гуаши, офорта и литографии.
Лит.: Kaiser К., Adolph Menzel, В., 1956, Stuttg., 1965; Hьtt W., Adolph Menzel, Lpz., 1965; W., 1965.
А. Менцель. «Комната с балконом». 1845. Национальная галерея. Берлин.
«В Люксембургском саду». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
«Театр "Жимназ"». 1856. Национальная галерея. Берлин.
Подготовительный рисунок к картине «Железопрокатный завод». Около 1872-75. Национальная галерея. Берлин.
«Железопрокатный завод». 1875. Национальная галерея. Берлин.
Подготовительный рисунок к картине «Железопрокатный завод». Около 1872-75. Национальная галерея. Берлин.
«Почести погибшим в мартовские дни». 1848. Кунстхалле. Гамбург.
«На стройке» («Каменщики за работой»). 1875. Частное собрание. Берлин.
А. Менцель.
Менцель - Менцель (Menzel)
Вольфганг (21.6.1798, Вальденбург,
Силезия, ныне
Валбжих, Польша, - 23.4.1873,
Штутгарт), немецкий
писатель и
критик. Сын врача. Учился в Йене и
Бонне. В 1824-25 издавал совместно с Ф. Листом «Europдische Blatter»
(«Европейские листки»), где печатал свои, по характеристике Ф. Энгельса, «топорные»
критические очерки (см. К.
Маркс и Ф.
Энгельс, Из ранних
произведений, 1956, с. 279).
После французской революции 1830
открыто перешёл на сторону реакции.
Пошлое резонерство М., мещанскую
ограниченность его эстетических взглядов высмеял В. Г. Белинский. М. -
автор сказок
«Рюбецаль» (1829) и «Нарцисс» (1830).
Соч. в рус. пер.: Немецкая
словесность, ч. 1-2, СПБ, 1837-38.
Лит.:
Бёрне Л., Парижские письма. - Менцель-французоед, М., 1938;
Гейне Г., О
доносчике. Предисл. к 3-й части «Салона», Полн. собр. соч., т. 8, М. - Л., 1949; Белинский В. Г., Менцель, критик Гёте, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953.
Менхит
Менцель
Менчинская Наталья Александровна