Майолика

Значение слова Майолика по Ефремовой:
Майолика - 1. Керамические изделия из цветной глины с яркой росписью, покрытые непрозрачной глазурью.
2. Масса, из которой изготовляются такие изделия.
3. Искусство изготовления таких изделий.

Значение слова Майолика по Ожегову:
Майолика - Искусство изготовления таких изделий


Майолика Керамические изделия, покрытые непрозрачной глазурью

Майолика в Энциклопедическом словаре:
Майолика - (итал. maiolica) - вид керамики, изделия из цветной обожженнойглины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майоликихарактерны мягкие, округлые формы, яркая роспись - по непрозрачной глазуриили (т. н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.Знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения.

Значение слова Майолика по Строительному словарю:
Майолика - Крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К ним относят испанскую и итальянскую керамику XV–XVI веков.

Значение слова Майолика по словарю Ушакова:
МАЙОЛИКА
майолики, ж. (ит. maiolica) (искус.). 1. только ед. Обожженная глина, покрытая непрозрачной глазурью и рисунком. 2. Изделие из этой глины. Выставка итальянских майолик.

Значение слова Майолика по словарю Брокгауза и Ефрона:
Майолика (техн.) — см. Гончарное производство и Фаянс.

Определение слова «Майолика» по БСЭ:
Майолика (итальянское maiolica, от Majolica - старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики)
1) в узком смысле - итальянские керамические изделия 15 - 17 веков с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху Люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле М. - изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.
Большое развитие М. получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. М. производилась также в 14 - 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси М. была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной М. на рубеже 19 - 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах - советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к М. обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной М. характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952, см. также литературу при ст. Керамика.
Л. Горка (Польша). Ваза и блюдо. Майолика. 1962.

П. Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962.

А. Т. Матвеев. «Девушка, отжимающая волосы». Майолика. Гжель. 1959. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

М. А. Врубель. «Львица» Маскарон с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве. Майолика. 1891. Исторический музей. Москва.

Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых в Москве. Середина 18 в. Исторический музей. Москва.

Чернильница «Суд Париса». Майолика. Италия. Начало 16 вв. Международный музей керамики. Фаэнца.

В. С. и Н. Е. Проторьевы. «Бык» (слева); М. И. Денисенко. «Баранчик чёрный» (справа). Оба - 1967, Васильковский майоликовый завод (УССР).

М. А. Врубель. Голова египтянки. Конец 19 в. Русский музей. Ленинград.

Кувшин из Монтелупо (Италия). 16 в. Международный музей керамики. Фаэнца.

Н. Пеллипарио. Чаша (из серии «Прекрасная дама»). Кастельдуранте (Италия). Ок. 1525. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами». 15 в. Деталь Люнеты Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа во Флоренции.

Испанское блюдо. 2-четв. 14 в. Городской музей Манреса.

Альбарелло (аптекарский сосуд). Фаэнца. 15 в. Международный музей керамики. Фаэнца.

Кувшин. Фаэнца (Италия). 14 в. Международный музей керамики. Фаэнца.

И. Табакович. (Югославия). «Астронавт». 20 в.

Майнцская Коммуна    Майолика    Майоликовый