Микеланджело

Микеланджело в Энциклопедическом словаре:
Микеланджело - Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) -итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силойвыразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы ВысокогоВозрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистическогомиропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность,пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотойпроявились уже в ранних произведениях (''Оплакивание Христа'', ок. 1497-98;''Давид'', 1501-04; картон ''Битва при Кашине'', 1504-06). Роспись сводаСикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя ''Моисей'' (1515-16)утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничныетворческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансныхидеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции(1520-34), во фреске ''Страшный суд'' (1536-41) на алтарной стенеСикстинской капеллы, в поздних вариантах ''Оплакивания Христа'' (ок.1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическоеначало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции,1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданиемансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли ивысоким трагизмом. Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475,Капрезе - 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт,один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность. Годы ученияПервоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Училсяживописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основаннойЛоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрескиДжотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болоньепознакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, гдеМикеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма,оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество.Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых егоработах - рельефах ''Мадонна у лестницы'' (ок. 1491, Каза Буонарроти,Флоренция) и ''Битва кентавров'' (ок. 1492, там же).Первый римский период(1496-1501) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучениеантичной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. Кпервому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок.1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа ''Пьета'' (ок.1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелостимастера.Флорентийский период (1501-06). Статуя Давида Вернувшись в 1501 воФлоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ насоздание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция).Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио(ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики.Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающегоотрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а какпрекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением,полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita -устрашающая). Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другимзаказом правительства - картоном к фреске ''Битва при Кашине'', котораявместе с росписью Леонардо да Винчи ''Битва при Ангьяри'' должна былаукрасить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однакосохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз ижестов росписи Сикстинского плафона.Второй римский период (1505-16) В 1505папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своимнадгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие оттрадиционных для Италии этого времени пристенных надгробий,величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуямибольше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу ипрекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой идемонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте 1506. В Рим онвернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинскойкапеллы.Росписи Сикстинской капеллыФрески Сикстинского плафона (1508-12) -самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнувпредложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и сорнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработалсобственную программу росписей, до сих пор вызывающую различныетолкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркалесвода на темы книги Бытия - от ''Сотворения мира'' до ''Всемирного потопа'',12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл ''ПредкиХриста'' в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темычудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей,населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом иколоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатствосложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов,ракурсов.Надгробие папы Юлия IIПосле смерти Юлия II (1513) Микеланджелоснова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи- ''Умирающий раб'', ''Восставший раб'' (оба в Лувре) и ''Моисей''.Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками ЮлияII, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному сними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установленодвухъярусное пристенное надгробие, включившее ''Моисея'' и 6 статуй,выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело.Четыренезаконченные статуи ''Рабов'' (ок. 1520-36, Академия, Флоренция),первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление отворческом методе Микеланджело. В отличие от современных ему скульпторовон обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как быизвлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит отом, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ.Представленные в напряженно-драматических позах ''Рабы'' как бы и самипытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.Капелла МедичиВ 1516папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церквиСан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджелохотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи ''зеркалом всейИталии'', но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджелопревратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницурода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороныосажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело вРим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546.КапеллаМедичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержаниекоторого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и ДжулианоМедичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированнойдекорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретногосходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизньсозерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастируетпластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих напокатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовыхсоскользнуть с них. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразилв четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:Мне сладко спать, апуще - камнем быть,Когда кругом позор и преступленье:Не чувствовать, невидеть - облегченье.Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А.Эфроса)Библиотека ЛауренцианаВ годы работы во Флоренции в 1520-34 сложилсястиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью иживописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотекиЛауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъездаМикеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целикомзаполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного навтором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узкиммаршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава,столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморныхступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается какнекая сила, требующая преодоления.Третий римский период. ''Страшныйсуд''Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматическийпериод его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римскогоВозрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна;идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка,наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной(17 х 13,3 м) фреске ''Страшный Суд'' (1536-41) на алтарной стенеСикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии,изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены отгрешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушиваетна наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источникомдвижения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает,словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают своюкрасоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающимигармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны;увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. Посвидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску,но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено ''одеть''святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи быличастично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).Трагическимпафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело - фрески''Распятие апостола Петра'' и ''Падение Савла'' (1542-50, капелла Паолина,Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющеевлияние на формирование маньеризма.Поздние скульптуры. ПоэзияДраматическаясложность образного решения и пластического языка отличает поздниескульптурные работы Микеланджело: ''Пьета с Никодимом'' (ок. 1547-55, соборФлоренции) и ''Пьета Ронданини'' (неоконченная группа, ок. 1555-64, КастеллоСфорцеско).В последний римский период написано большинство из дошедших донас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философскойглубиной мысли и напряженной выразительностью языка.Собор св. ПетраВ 1546Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра,строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моментусмерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а такжечастично один из нефов. При его преемниках - Перуцци, Рафаэле, Сангалло,частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось.Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременноукрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджелоуспел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 мв диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо деллаПорта.Ансамбль Капитолия Вторым грандиозным архитектурным проектомМикеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Онвключает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворецСенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворцаКонсерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмомпилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя МаркаАврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города,довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными подругую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римскогофорума.Похороны во ФлоренцииНесмотря на неоднократные приглашения герцогаКозимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После егосмерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено вусыпальнице знаменитых флорентийцев - церквиСанта-Кроче.Литература:Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н.Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. М., 1964.Ротенберг Е. И.Микеланджело. М., 1976.Микеланджело и его время / Под ред. Е. И.Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М., 1978.Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунокв его творчестве. М., 1986.Tolnay K. Michelangelo. Princeton, 1943-60. V.1-5.И. А. СмирноваМИКЕЛИНСКАС (Mikelinskas) Йонас (р. 1922) - литовский писатель. Сборникирассказов и повестей, социально-психологические романы ''Водоноска'' (1964,в русском переводе ''Мы - люди''), ''А часы идут'' (1966), ''Дятел - пестр...''(1976, в русском переводе ''Не поле перейти''), ''За горизонтом - свобода''(1978), ''Среди ровных полей'' (1981), ''В стране черных елей'' (1987).

Определение слова «Микеланджело» по БСЭ:
Микеланджело - Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе - Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, - 18.2.1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В произведениях М., во многом определивших развитие европейского искусства как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Родился в семье Подеста. М. учился у живописца Гирландайо (1488-89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях [рельефы
«Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», оба мрамор (как и все последующие скульптурные произведения М.), около 1490-92, Каса Буонарроти, Флоренция] вырисовываются главные черты творчества М. - монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме М. создаёт статую
«Вакх» (1496-97, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, и группу «Оплакивание Христа» (1498-1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. В 1501 М. возвращается во Флоренцию и работает над произведениями, символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501-04, Галерея АХ, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ М. современники называли terribilit б),
о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для росписи Палаццо Веккьо («Битва при Кашине», 1504-1506, композиция М. известна по копиям, см. этюд). М. стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает М. в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного М. величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия М. создал ряд статуй, в том числе
«Моисея» (1515-16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центральным элементом последнего, осуществленного варианта. Моисей М. - титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь М. впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т. н. «Восставший раб» и «Умирающий раб», обе - 1513-16, Лувр, Париж),
задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, которые остались незавершёнными (около 1532-1534, Галерея АХ, Флоренция) и по которым хорошо виден процесс работы М. над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод работы практически исключает участие помощников. Монументальные живописные циклы М. также выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произведению М. - росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана (1508-12, см. илл.). В сложной идейной программе плафона выделяются следующие темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с
«Отделения света от тьмы» и кончая «Опьянением Ноя», пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах - предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение М. приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет - возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520-34, см. илл.).
Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток, - символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший М. перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494-1559) и кризиса ренессансных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает М. главой фортификационных работ. После падения города М. работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни М. ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. В Риме М. пишет огромную фреску
«Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос - беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане
(«Распятие Петра» и «Обращение Павла», 1542-1550), отчасти предвосхищающих росписи Барокко. До последних дней жизни М. занимался ваянием, однако «Оплакивание Христа», исполненное им для собственного надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником М. - Т. Кальканьи; до 1550-55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция; см. илл.), а т. н.
«Пьета Ронданини» (1555-64, Музей старинного искусства, Милан) осталась в стадии первоначальной обработки. В этих произведениях с особой силой отразились спиритуалистические настроения старого М. Но в поздний период М. занимают прежде всего не изобразительные виды искусства, а грандиозные строительные задачи. В архитектуре М. господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, «большой ордер».
Постройки М. подготавливают почву для барокко, однако их величественная тектоничность остаётся чисто ренессансной чертой. Ещё в 1523-34 М. воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органической динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). С 1546 и до конца жизни главным трудом М. было возведение собора св. Петра (см. илл.) и строительство ансамбля Капитолия в Риме (см. план) - духовного и светского центров
«вечного города» (обе работы завершены по планам М. после его смерти). По замыслу М. площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центре возвышается античный конный монумент Марка Аврелия. На Капитолии М. впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры. Строя собор св. Петра, М. сохранил принцип центричности, характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни М. была воздвигнута восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол был возведён после смерти М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. В старости М. всё чаще обращался к поэзии. Лирика М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней М. рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы М. - мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками (Б. Варки, Ф. Берни и др.). Первое издание
«Стихотворений» М. было осуществлено в 1623. Творчество М. явилось одним из факторов, стимулировавших развитие Маньеризма, но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам М. сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту.
Соч.: Rime. A cura di Е. N. Girardi, Bari, 1960; Il carteggio... a cura di G. Poggi, P. Barocchi, R. Ristori, v. 1-2, Firenze, 1965-67 (изд. продолж.).
Лит.: Steinmann E. und Wittkower R., Michelangelo-Bibliographie. 1510-1926, В., 1927; Архитектурное творчество Микельанджело. [Сб.], М., 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело. Собр. соч., т. 10, М., 1961; Алпатов М., Поэзия Микеланджело, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; Либман М. Я., Микеланджело Буонарроти, [М., 1964]; Микеланджело. [Сб., сост. В. Н. Гращенков, М., 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, М., 1964; Лазарев В. Н., Микеланджело, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 447-606; Tolnay С. de, Michelangelo, v. 1-5, Princeton, 1943-60; Ackermann J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1-2, L., 1961; Binni W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger М., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L. - N. Y., 1967.
М. Я. Либман, Р. И. Хлодовский (литература).
Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена.

Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Начата в 1520.

Микеланджело. «Оплакивание Христа». Мрамор. До 1550-55. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Микеланджело и Дж. делла Порта. Западный фасад и купол собора св. Петра в Риме. 1586-93.

«Пьета Ронданини». Мрамор. 1555-64. Музей старинного искусства. Милан. Фрагмент.

«Мадонна у лестницы». Мрамор. Около 1490-92. Каса Буонарроти. Флоренция.

Апсиды собора св. Петра в Риме (1546-64).

Микеланджело. «Христос и богоматерь». Фрагмент фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана (1536-41).

«Давид». Мрамор. 1501-04. Галерея Академии изящных искусств. Флоренция.

Микеланджело. «Пророк Иеремия». Фреска плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508-12).

Библиотека Лауренциана при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1523-68. Вестибюль.

«Ливийская сивилла». Фреска плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508-12).

Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План.

Микеланджело. «Сотворение Адама» (фрагмент). Фреска в Сикстинской капелле в Ватикане. 1508-12.

Микеланджело. Фасад Палаццо Фарнезе в Риме. После 1546.

Микеладзе    Микеланджело    Микелоццо