Мис Ван Дер Роэ

Мис Ван Дер Роэ в Энциклопедическом словаре:
Мис Ван Дер Роэ - (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969) - немецкий иамериканский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в1930-33 директор ''Баухауза''. С 1938 в США, где развивал идею совершенной''универсальной формы'', создал тип здания - параллелепипеда со стальнымкаркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклениемнавесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

Определение «Мис Ван Дер Роэ» по БСЭ:
Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe)
Людвиг (27.3.1886, Ахен, ныне в ФРГ, - 17.8.1969, Чикаго, США). немецкий архитектор, с 1938 работал в США. В 20-е гг. - один из лидеров Функционализма; в 50-е гг. выдвинул идею «универсальной архитектурной формы». Профессор образования не получил. С 1905 работал в Берлине в мастерских архитектора Б. Пауля (до 1907) и П. Беренса (1908-12). В 1930-33 директор
«Баухауза» в Дессау. В 1938-58 директор факультета архитектуры Иллинойсского технологического института (Чикаго). В 10-е гг. работал в духе Неоклассицизма (дом Перльса в Берлине, 1911). Для последующего творчества М. в. д. Р. решающее значение имело знакомство с произведениями Ф. Л. Райта и Х. П. Берлаге. В 1919-24 М. в. д. Р. выступил с серией экспериментальных проектов (в т. ч. стеклянных небоскрёбов), в которых подчёркнутая чёткость навесной конструкции сочетается с экспрессивной формой объёмов. В 1926 создал в духе Экспрессионизма памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. В 1927 руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план поселка Вейсенхоф. Созданный М. в. д. Р. рационалистический образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой послужил прототипом зданий, получивших в 30-е гг. распространение во многих странах. В дальнейшем интересы М. в. д. Р. под влиянием голл. группы
«Стиль» сосредоточиваются на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем, отдельные части которых благодаря общему свободному плану образуют непрерывное динамическое единство (павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, 1929; дом Тугендхата в Брно, 1930).
Работая в США, создал архитектурный комплекс Иллинойсского технологического института в Чикаго (1942-58). Идею «универсальной формы» (т. е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для всех последующих изменений интерьера) впервые воплощает дом Фарнсуорт в Фокс-Ривер (штат Иллинойс, 1946-50). Тот же характер павильона с прямоугольным объёмом, нерасчленённым внутренним пространством и наружным ограждением из стеклянных панелей имеет здание архитектурного факультета Технологического института (1952-56), плоская плита покрытия которого подвешена к стальным рамным конструкциям, выведенным наружу. К элементарной геометрической форме приведены объёмы высотных зданий, созданных М. в. д.
Р.; их навесные стеклянные стены расчленены однородной прямоугольной решёткой металлического каркаса. Облик этих зданий, как правило, не зависит от их назначения; вариациями одной архитектурной темы являются жилые дома на Лейк Шор Драйв (1950-51) и на Коммонуэлс Променад (1957) в Чикаго, конторские здания Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958), Доминион-сентер в Торонто (Канада, 1967). Простота форм этих сооружений обеспечивается сложными техническими средствами и подчас противоречит функциональной целесообразности. Последняя крупная постройка - Новая национальная художественная галерея в Западном Берлине (1968) - представляет собою призматический стеклянный объём на мощном цоколе, перекрытый ребристой стальной плитой. В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, М. в. д. Р. пришёл к отрицанию тех прогрессивных функционалистских идей, которые развивал в 20-е гг. Свою эстетическую концепцию он связывал с философской школой Неотомизма, в абстрактности простейших геометрических тел, ясности прямого угла, обнажённости конструкции, экономии выразительных средств (принцип «меньше - значит больше»)
он видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей. В 1950-60-е гг. оказал широкое влияние на архитекторов США и Западной Европы.
Соч.: [Отрывки из статей и выступлений], в кн.: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 365-83.
Лит.: Мачульский Г. К., Мис ван дер Роэ, М., 1969; Johnson Ph. С., Mies van der Rohe, N. Y., 1947, 2 ed., 1963; HiIberseimer L., Mies van der Rohe, Chi., 1956; Blake P., The masterbuilders, N. Y., 1960, p. 151-262; Drexler A., L. Mies van der Rohe, N. Y., 1960; Вlaser W., Mies van der Rohe, L. - N. Y., 1965.
А. В. Иконников.
Мис ван дер Роэ. Жилые дома на Лейк Шор Драйв в Чикаго. США. 1950-51.

Доминион-сентер в Торонто. 1967.

Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке. 1958.

Кресло типа «Тугендхат». 1930.

Мемориальный корпус Иллинойсского технологического института. 1946. Деталь фасада.

Вилла Фарнсуорт близ Чикаго. 1950.

Жилой дом в посёлке Вейсенхоф близ Штутгарта. 1927.

Вилла Тугендхата в Брно. 1930. Интерьер.

Краун-холл (учебный корпус Иллинойсского технологического института) в Чикаго. 1955.

Памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. 1926. Не сохранился.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне. 1929. Внутренний дворик со статуей «Танцовщица» работы Г. Кольбе.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне. 1929. Внешний вид.

Л. Мис ван дер Роэ.

Мис    Мис Ван Дер Роэ    Мисаил