Михайловский
Михайловский в Энциклопедическом словаре:
Михайловский - Борис Васильевич (1899-1965) - российский литературовед,доктор филологических наук. Исследователь творчества М. Горького и русскойлитературы 20 в.
Николай Константинович (1842-1904) -
российский социолог,публицист,
литературный критик, народник. Один из редакторов''Отечественных записок'', ''Русского богатства''. В кон. 1870-х гг. близок к''Народной воле''. В 1890-х гг. с позиций крестьянского социализма выступалпротив марксизма.
Определение слова «Михайловский» по БСЭ:
Михайловский - Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, - 23.2.1965, там же], советский литературовед, искусствовед, доктор филологических наук (1939). Профессор МГУ (1943-65). Заведующий сектором изучения М. Горького в институте мировой литературы АН СССР им. М. Горького (1946-60). Основные труды посвящены рус. литературе 20 в. и творчеству Горького.
Соч.: Русская литература ХХ в. С 90-х годов XIX в. до 1917 г., М., 1939; Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в., М. - Л., 1941 (совм. с Б. Пуришевым); Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции, 2 изд., М., 1955; Творчество М. Горького и мировая литература. 1892-1916, М., 1965; Творчество М. Горького, 3 изд., переработ., М., 1969 (совм. с Е. Тагером); Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969.
Михайловский -
Николай Георгиевич (1852-1906),
русский писатель; см.
Гарин (См. Гарин Н.) Н.
Михайловский - Михайловский (псевдонимы - Гроньяр,
Посторонний, Профан и др.)
Николай
Константинович [15(27).11. 1842,
Мещовск, ныне Калужской обл., - 28.1(10.2).1904, Петербург], русский
публицист, социолог, один из теоретиков народничества, литературный
критик. Из дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную
деятельность начал в 1860. С 1868 - в журнале
«Отечественные записки»,
сначала сотрудник, затем один из редакторов. В 1879 сблизился с организацией народников «Народная воля», публиковал статьи в газете «Народная воля».
После закрытия «Отечественных записок»
(1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (в 1882, 1891) за
связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала
«Русское богатство», органа либеральных народников.
Талантливый публицист, М. пользовался
большой популярностью в демократических и революционных кругах России конца 19 в. В работах «Литературные заметки», «Записки профана», «Письмо о правде и неправде»,
«Письма к учёным людям», «Письма постороннего в редакцию Отечественных записок» и др. звал русскую
интеллигенцию к
служению интересам народа, пробуждал
чувство личной ответственности за судьбы страны, отстаивал
демократические традиции, выступал
против идейной реакции.
М. считал себя хранителем и продолжателем традиции Н. Г. Чернышевского,
однако в своём
мировоззрении, особенно в философии, он «...сделал шаг
назад от Чернышевского...»
(Ленин В. И., Полное
собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 335) к
позитивизму. В
социологии ему
наравне с П. Л. Лавровым принадлежит
разработка идеи о свободном выборе
«идеала», которая философски обосновывала
возможность изменить общественное
развитие в избранном
передовой интеллигенцией
направлении. Наиболее полное
выражение эта идея получила в т. н. субъективном методе социологии, объявлявшем отдельную личность
(«неделимое») исходным пунктом исторического
исследования и высшим мерилом общественного прогресса («Что
такое прогресс?», «Аналогический
метод в общественной науке». «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность» и др.).
Ложная в теоретическом
отношении, эта «формула прогресса» М. тем не
менее отвечала настроениям передовой разночинной интеллигенции, т. к. выдвигала борьбу с существующим строем в качестве безоговорочного
требования в деятельности
развитой личности. Характер мировоззрения М. определил его
двойственное отношение к К. Марксу. Защищая
«Капитал» Маркса от нападок либерального публициста Ю. Г. Жуковского («Карл
Маркс перед судом Ю. Жуковского»), М., однако, не понял
сущности теории и
метода основоположника научного социализма.
Как
политический мыслитель М. сформировался под воздействием революционного народнического
движения 70-х гг. Пришёл к выводу о
необходимости коренным образом изменить политический
строй в стране. В 1879 написал
знаменитые «Письма социалиста»,
развенчав в них идеологию аполитизма. После
покушения 1
марта 1881 на Александра II редактировал
письмо Исполнительного комитета «Народной воли», в котором были изложены требования к
Александру III.
Разгром «Народной воли» и последовавшая за ним
политическая и общественная
реакция привели М. к идейному кризису,
который выразился в его теории
«героев и толпы», объяснявшей
механизм коллективного
действия склонностью человека к
подражанию [«Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»
и др.]. В 80-е гг. критиковал теорию «малых дел» (см. «Малых дел теория») и
толстовство. В начале 90-х гг. выступал против русских марксистов, огульно обвиняя их в защите капитализма и отказе от «наследства 60-70-х гг.».
В. И. Ленин, Г. В.
Плеханов доказали
несостоятельность доктрины крестьянского социализма, которую отстаивали М. и другие либеральные народники.
М. - литературный критик продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравственного судью общества, а литературу как
голос совести, подвергающий
действительность разбору с точки зрения определённого идеала.
Литературно-критические работы М. посвящены Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому, Г. И. Успенскому, В. М. Гаршину, М. Горькому и др.
Значительный общественный
резонанс получили статьи «Десница и
шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант».
М. выступал, с одной
стороны, против «чистого искусства», с
другой - против натурализма.
В. И. Ленин,
беспощадно критикуя политические ошибки М.,
показывая теоретическую несостоятельность его мировоззрения, тем не менее выделял М. из либерально-народнических публицистов, отмечая не
только его
слабости и
заблуждения, но и
исторические заслуги перед освободительным движением (см.
там же, с. 336).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-8, 10 (указат. лит.), СПБ, 1906-14; Последние
сочинения, т. 1-2, СПБ, 1905; Литературно-критические статьи, М., 1957.
Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое
содержание народничества и
критика его в книге г.
Струве, там же; его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2; его же,
Народники о Н. К. Михайловском, там же, т. 24; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, в его кн.: Избранные
философские произведения, т. 1, М., 1956;
Горев Б. И., Н. К. Михайловский, М., 1931;
Бялый Г. А., Н. К. Михайловский, в кн.:
История русской критики, т. 2, М. - Л., 1958; История русской экономической
мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960;
Седов М. Г., К вопросу об общественно-политических взглядах Н. К. Михайловского, в сборнике: Общественное движение пореформенной России, М., 1965; Твардовская В. А., Н. К. Михайловский и
«Народная воля», в сборнике:
Исторические записки, в. 82, М., 1968; Хорос В. Г., Народническая идеология и
марксизм (конец XIX в.), М., 1972.
И. К. Пантин.
Н. К. Михайловский.
Михайловский - Михайловский (Михайловски)
Стоян Николов (7.1.1856,
Елена, - 3.8.1927,
София), болгарский
писатель. Родился в семье
просветителя и педагога Н. Михайловского. Изучал
юриспруденцию во Франции (1875-77).
Известность приобрёл как
баснописец, автор поэм и стихов, направленных против буржуазной реакции
(сборник «Железные струны», 1890, «Сегодня
молот -
завтра наковальня», 1905).
В аллегорической поэме «Книга о болгарском народе» (1897) и сатирической прозе М. («Восточные легенды», 1904) содержится
острая критика монархического
правления в стране.
Призыв разрушить мир насилия звучит в цикле стихов
«Пролог к книге рабов» (1900), поэме «Точильщик» (1902). В
первое десятилетие 20 в. в творчестве М. обозначились религиозно-мистические тенденции; с реакционных позиций он выступал в публицистике.
Соч.: Избрани произведения, т. 1-2, С., 1960; в рус. пер. - [Стихи], в кн.:
Антология болгарской поэзии, М., 1956; [Стихи], в кн.: Болгарская
поэзия, т. 1, М., 1970.
Лит. : Очерки истории болгарской литературы XIX-ХХ вв., М., 1959, с. 123-27;
Тодоров А., С.
Михайловски. Баснописец и
сатирик, С., 1956.
В. И. Злыднев.
Михайловский -
посёлок городского типа,
центр Михайловского района Алтайского края
РСФСР. Расположен в Кулундинской
степи, в 5 км от ж.-д. станции Михайловка-Алтайская. Заводы: сухого молока и железобетонных изделий; зерноживотноводческий
совхоз. Близ М. -
добыча соды из озёр, в поселке
Малиновое Озеро -
крупный содовый комбинат.
Михайловские Курганы
Михайловский
Михайловский Златоверхий Монастырь