Мозаика

Значение слова Мозаика по Ефремовой:
Мозаика - 1. Вид декоративного прикладного искусства.
2. Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п. // Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров.
3. перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов.
4. Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов.


Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни.

Значение слова Мозаика по Ожегову:
Мозаика - Искусство составления таких узоров


Мозаика Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева

Мозаика в Энциклопедическом словаре:
Мозаика - (франц. mosaique) - изображение или узор, выполненный из цветныхкамней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи,используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античнуюэпоху.

Значение слова Мозаика по Строительному словарю:
Мозаика - Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий.

Значение слова Мозаика по словарю Ушакова:
МОЗАИКА
мозаики, ж. (ит. mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).

Значение слова Мозаика по словарю Даля:
Мозаика
мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.

Определение слова «Мозаика» по БСЭ:
Мозаика (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам)
изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, Смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже - для создания станковых картин. Особым видом М. является Инкрустация. М. набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М.:
«прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).
Древнейшие сохранившиеся М. - орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М. и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря, 12 в.), Древней Руси (М. 11-12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве).
В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13-14 вв. развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. - созданная в 14-15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера
«Модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.
Лит.: Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. - М., 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14-15 вв., М., 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.
В. В. Филатов.
«Св. Иоанн». Фрагмент мозаики церкви Успения в монастыре Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в.

Б. А. Тальберг. «Прометей». Мозаика на фасаде спортивного корпуса Дворца культуры в Свердловске. 1968.

Е. М. Аблин, А. А. Губарёв и др. «Небо». Мозаика из силикатного кирпича на торце паркового фасада Дворца пионеров и школьников в Москве. 1962.

Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.

«Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148.

Мозаичное убранство дома Нептуна в Амфитриты в Геркулинуме. 1 в. до н. э.

Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин.

«Св. Дмитрий Солунский». Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Нач. 12 в. Третьяковская галерея. Москва.

Мозазавры    Мозаика    Мозаицизм