Монополистической Конкуренции Теория

Монополистической Конкуренции Теория в Энциклопедическом словаре:
Монополистической Конкуренции Теория - экономическая теория, исследующаярыночные взаимодействия крупных корпораций в отраслях современногомассового производства; главные положения сформулированы Э. Чемберлином вкон. 20-х гг. 20 в. Согласно монополистической теории конкуренции,получение наивысшей прибыли - определяющая цель рыночной стратегии фирмы.Монополистическая теория конкуренции исходит из идеи переплетения насовременном рынке элементов монополии и конкуренции.

Определение «Монополистической Конкуренции Теория» по БСЭ:
Монополистической конкуренции теория - буржуазная теория, исследующая рыночные проявления господства монополий в условиях отраслей современного капиталистического массового производства, в основном уже прошедших через технологическую перестройку в ходе научно-технической революции. Главные положения теории сформулированы Э. Чемберлином в конце 20-х гг. 20 в. В разработке ряда проблем М. к. т. приняли участие Н. Калдор (См. Калдор Николас), О. Моргенштерн, У. Фелнер, У. Баумол и др.
Система понятий и категорий М. к. т. основана на признании переплетения на рынках элементов монополии с конкуренцией, а также на признании погони за монопольной прибылью определяющей целью рыночной стратегии фирмы. Последнее объединяет М. к. т. с теорией несовершенной конкуренции Дж. Робинсон (см. Несовершенной конкуренции теория). Но в отличие от неё, Чемберлин анализировал деятельность в основном не торгово-промышленных монополий, ещё окружённых морем получающих среднюю прибыль немонополистических предприятий, а повсеместно господствующих групповых промышленно-торговых монополий, конкурирующих друг с другом внутри отраслей, а также выступающих на большинстве рынков уже в роли и продавцов и покупателей. Исходным для ценообразования здесь стал т. н. принцип полных конкурентных издержек, включающих выравнивающуюся для монополизированных отраслей
«обычную» норму прибыли вне зависимости от того, какая часть мощностей бездействует.
Кардинальным пороком М. к. т. является то, что поверхностные рыночные процессы формирования цен и прибылей представляются в качестве процессов самого создания стоимости и прибыли. Вульгарная абсолютизация значения сферы обращения (т. н. меновая концепция) маскирует главный источник монопольной прибыли - прибавочную стоимость, создаваемую наёмным трудом в рамках каждой монополии.
М. к. т. свойствен антиисторизм в подходе к предмету исследования. М. к. т. в целом направлена на маскировку острейших противоречий капиталистического способа производства - между наёмным трудом и капиталом, между монополиями и немонополистическим капиталом, между интересами монополий и общества.
Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 3, М., 1963, гл. 6; Альтер Л. Б., Буржуазная политэкономия США, М., 1971; Жамс Э., История экономической мысли XX в., пер. с франц., М., 1959; Чемберлин Э., Теория монополистической конкуренции, пер. с англ., М., 1959.
Ю. А. Васильчук.

Монополистический    Монополистической Конкуренции Теория    Монополистка