Моррис

Моррис в Энциклопедическом словаре:
Моррис - (Morris) Чарлз Уильям (р. 1901) - американский философ, сочеталпринципы прагматизма с идеями логического позитивизма. Сформулировалосновные понятия и принципы семиотики.


(Morris) Уильям (1834-96) - английский художник, писатель, теоретикискусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусствесредство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмеченоромантической стилизацией (поэма ''Земной рай'', 1868-70). С 1880-х гг.участник английского рабочего движения. Социалистические взгляды выразил всоциально-утопическом романе ''Вести ниоткуда, или Эпоха счастья'' (1891).

Определение слова «Моррис» по БСЭ:
Моррис - Моррис (Morris)
Лесли (10.10.1904, Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания, - 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15-летнем возрасте впервые участвовал в забастовке железнодорожников. В 1920 переехал в Канаду. С декабря 1921 член Коммунистической партии Канады (КПК). В 1924-25 первый национальный секретарь канад. комсомола. Делегат 7-го конгресса Коминтерна (1935). Неоднократно подвергался арестам за революционную деятельность. В 1956-57 вёл активную борьбу против ревизионистов и ликвидаторов, пытавшихся развалить КПК. С января 1962 генеральный секретарь КПК.


Моррис - Моррис (Morris)
Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, - 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853-56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857-62 обратился к живописи. В 1861-62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс.
Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль
«Модерн». Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий, в 1890-91 - Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные М. в духе английских готических миниатюр
«История сверкающей долины» (совместно с У. Крейном; см. илл.) и «Сочинения Джеффри Чосера» (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество М. (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868-70).
С 1880-х гг. М. играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола - один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884-90) её органа
«Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом эмоциональной окраски...»
(см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе
«Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891; рус. пер. - М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.
Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ., предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1-24, L. - N. Y., 1910-15; Selections, М., 1959.
Лит.: Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191-212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pens
йe utopique de William Morris, P., 1972.
Г. И. Володина.
У. Моррис и У. Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894.

Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.
Моррис - Моррис (Morris)
Чарлз Уильям (р. 23.5.1901, Денвер, Колорадо), американский философ-идеалист. Профессор Чикагского (1931-47) и Флоридского университетов. Философские взгляды М. представляют собой сочетание Прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями логического позитивизма. Развивая социально-психологические аспекты концепции Ч. Пирса, М. разработал на основе принципов Бихевиоризма теорию, согласно которой поведение человека определяется через реакции на знаки, а значение знаков - через функционирование в качестве организаторов поведения человека. В рамках этой теории М. попытался дать классификацию различных сфер человеческой деятельности с точки зрения характерного для каждой из них типа рассуждений. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики. По своим социальным взглядам М. - приверженец буржуазной демократии и «американского образа жизни».
Соч.: Six theories of mind, Chi., 1932; Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937; Foundations of the theory of sings, Chi., 1938; Paths of life, preface to aworld religion, 2 ed., N. Y., 1956; The open self, N. Y., [1948]; Signs, languge and behavior, 2 ed., N. Y., 1955; Varieties of human value, Chi., [1956].
И. С. Добронравов.

Морриган    Моррис    Моррисон