Мотет

Значение слова Мотет по Ефремовой:
Мотет - Жанр вокальной или вокально-инструментальной многоголосной музыки, первоначально церковного характера, особенно развившийся во Франции в XII-XVII вв.

Мотет в Энциклопедическом словаре:
Мотет - (франц. motet - от mot - слово), жанр многоголосной вокальноймузыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета - литургическийнапев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто свариантом того же текста или с др. текстом. Высшие образцы принадлежатГильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И. С. Баху.

Значение слова Мотет по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мотет (Motetto — итал., Motet — франц.) — хоровое полифоническое сочинение на изречение из Библии, в имитативном стиле. Происхождение М. весьма старинное; многие считают родоначальником его Франкона Кёльнского; настоящее развитие он получает в XV и XVI ст. У Палестрины М. состоит из двух частей. М. достиг высшего художественного развития у И.-C. Баха.

Определение слова «Мотет» по БСЭ:
Мотет (франц. motet, уменьшительное от mot - слово, изречение, заповедь)
жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально М. представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы (см. Григорианский хорал), присоединялся новый голос. Этот голос получил название М., которое перешло и на всё произведение. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные М. Голоса, добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка, вначале варьировавшая подтекстовку основного голоса, приобретала всё большую самостоятельность; появились М., в которых сочетались религиозные и светские юмористические, шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия основного голоса нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в М. начинают применяться Имитация и каноническое изложение (см. Канон). С 15 в. М. называется любое вокальное произведение, более развитое и торжественное сравнительно с песней. В 16 в. в мотетах О. Лассо, Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во французском М. 16 в. господствует хоральный склад. В Италии в 17 в. возникает сольный М. с генерал-басом. Вершина развития жанра - мотеты И. С. Баха, углубившего тип хорового М. и приблизившего его к кантате.
В 19 в. М. культивируется как хоровое произведение на текст серьёзного характера, порой включающий религиозные мотивы (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно и др.).
Лит.: Leichtentritt H., Geschichte der Motette, 2 Aufl., Hildesheim, 1966.

Мотес    Мотет    Мотив