Мур
Значение слова Мур по Ефремовой:
Мур - Мурлыкание кошки как действие (обычно с повторением).
Употр. при обозначении мурлыкания
кошки (обычно с повторением).
Мур в Энциклопедическом словаре:
Мур - (Moore) Чарлз (р.1925) - американский архитектор, представительпостмодернизма. Учился у Л. Кана. Его стиль характеризуют сдвиги масштаба,применение иллюзорных графических эффектов, ироничная игра с традиционнымиформами (Площадь Италии в Нью-Орлеане, 1979).
Эдуард (1712-57) -
английский писатель. Пьесы в духе мещанской драмы:''Найденыш'' (1748), ''Жиль Блаз'' (1751),
трагедия ''Игрок'' (1753; русскоеназвание ''Беверлей'').
Томас (1779-1852) -
английский поэт. В сборнике ''Ирландские мелодии''(1808-34) воспел освободительную борьбу ирландского народа. Романтическая''восточная''
поэма ''Лалла Рук'' (1817),
цикл ''Песни народов'' (1818-27), в т.ч.
песня ''Вечерний звон'' (русский
перевод И. И. Козлова). Опубликовал''Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни'' (1830).
Станфорд (1913-82) -
американский биохимик. Труды по химии белков(совместно с У. Х. Стайном). Применил ионообменную хроматографию дляанализа белков; сконструировал аминокислотный
анализатор. Установил (1960)первичную структуру фермента панкреатической
рибонуклеазы. Нобелевскаяпремия (1972,
совместно со Стайном).
Мэрианн (1887-1972) - американская
поэтесса. Зрелая
поэзия отмеченастрогостью стиха, сложными метафорами, мозаичностью образов, вкраплениямиразнообразных цитат (сборники: ''Наблюдения'' 1924,
''Собрание поэзии'', 1951,''Избранные стихотворения'', 1969).
Эссе, рассказы.
Джордж
Эдуард (1873-1958) -
английский философ, дал обоснованиенеореализма (''Опровержение идеализма'', 1903); разработал
метод логическогоанализа. В этике стоял на позициях интуитивизма.
(Moore;
наст. имя Деми Гинес - Guynes) Деми (р. 1962), американскаякиноактриса. В
кино с 1981. В 1990-е гг. выдвинулась в
число наиболеепопулярных звезд с имиджем современной жесткой американки (''Призрак'',1990;
''Несколько хороших парней'', 1992; ''Непристойное
предложение'', 1993;''Стриптиз'', 1996). Сыграла
также роль Хестер в экранизации классическогоромана Н. Хоторна ''Алая
буква'' (1995).
(Moore)
Генри (1898-1986) -
английский скульптор. Работам
Мура, какжизненно конкретным (''Мать и
дитя'', 1943-44), так и
более абстрактным,иногда
фантастически причудливым (''Король и
королева'', 1952-53), присущипластическая
мощь, ритмическая
цельность, напряженность внутреннейструктуры произведения.
(Moorе) Роджер (р. 1927) -
английский киноактер. В 1973 сталпреемником Ш.
Коннери в
роли супер-агента Джеймса Бонда;
начиная с картины''Живи и дай
умереть'', сыграл в семи ''бондовских'' фильмах.
Значение слова Мур по словарю Даля:
Мур
см. мурава и муровать.
Значение слова Мур по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мур (р.) — главная река Штирии, берет начало в Мурском углу (Murwinkel) в Зальцбургском крае, протекает почти в вост. направлении возвышенную Лунгау, затем переходит в Штирию и ниже Юденбурга, под которым делается судоходной для грузов не более 400 ц, вступает в широкую равнину. Сделав здесь крутой поворот под Бруком (Bru c k) и приняв в себя р. Мурицу (Murica, нем. M ü rz), M. пробивается через Средние Альпы и, прорезав равнины Грацскую и Птуйскую (Pettau) переходит в Венгрию, где, пройдя 416 км, впадает в р. Драву под Леградом. Истоки М. лежат на 1770 м, а устье на 205 м над ур. моря; течение очень быстрое; из многочисленных притоков более значительны Кайнах, Ласниц, Сульм, Пёльс и Мюрц.
Определение слова «Мур» по БСЭ:
Мур (Moore)
Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919-21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921-25), в котором преподавал до 1933; позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»),
М. создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа»; см. илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой
(«Лежащая фигура», мрамор, 1957-58, дом ЮНЕСКО, Париж; «Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона).
Соч.: Heads, figures and ideas, L. - N. Y., 1958.
Лит.: Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268-274: Read H., H. Moore v. 1-2, L., 1955-57.
Г. Мур. «Король и королева». Скульптурная группа близ Дамфриса. Камень. 1952-53.
Х. Мур. «Семейная группа». Бронза. 1945-49. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
Мур (Moore)
Джордж (24.2.1852,
графство Мейо, Западная
Ирландия, - 21.1.1933,
Лондон), ирландский
писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился
живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта»
(1885), автобиографическая
повесть «Исповедь молодого человека» (1888) написаны в натуралистической манере. В центре
романов «Кисейная драма» (1886, рус. пер. 1887), «Эстер Уотерс» (1894, рус. пер. 1895) - социальная
проблематика. Сборник рассказов
«Невспаханное поле» (1903),
роман «Озеро» (1905), автобиографическая
трилогия «Приветствие и прощание» (1911-14) созданы на сюжеты ирландской
действительности. В рассказах М.
заметно влияние И. С. Тургенева, с которым он был знаком.
Соч.: Works, [v. 1-20], L., 1936-37; Letters to lady Cunard. 1895-1933, L., 1957; в рус. пер. -
Потусторонние искания, М. 1904.
Лит.:
История английской литературы, т. 3, М., 1958; Hone J., The life of G. Moore, N. Y., 1936; Brown M., G. Moore. A reconsideration, Seattle 1955; Cunard N., Memories of G. Moore L., 1956; Williams I. A., G. Moore. A bibliography, L., 1921; Noёl J. С., G. Moore..., P., 1966 (лит. с. 553-647); Gilcher E., A bibliography of G. Moore Dekalb (Ill.), 1970.
А. П. Саруханян.
Мур (Moore)
Джордж
Эдуард (4.11.1873 Лондон, - 24.10.1958,
Кембридж), английский философ-идеалист.
Профессор Кембриджского университета (1925-39), член Британской АН,
главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921-47). В ст.
«Опровержение идеализма» (1903) выступил
против субъективного идеализма и английского неогегельянства, которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал
анализ ощущений, который привёл его к
обоснованию Неореализма.
Согласно М., ощущения включают в себя два элемента - объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект».
Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы, М. считал необходимым
признать независимое от
сознания существование объекта;
«здравый смысл»,
однако, не исключал
возможности веры в духовный
характер бытия,
потусторонний мир и т. д.
Понятие объекта носит в философии М.
двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» - в духе австрийского философа и
физика Э. Маха -
«чувственно данное», которое выступает как
часть внешних
проявлений физических вещей.
Сознание рассматривается как особая
активность субъекта, заключающаяся в непосредственном
схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают
психический характер, а выходя из познавательного
отношения -
физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными
познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии.
В этике М. стоит на позициях Интуитивизма. Он считал, что
предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку»,
отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством
(Утилитаризм - с пользой,
Гедонизм - с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть
самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека -
следовать этому интуитивно воспринятому добру.
Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. - N. Y., 1958; Philosophical papers, L.- N. Y., 1959.
Лит.:
Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston - Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.
Д. М. Луканов.
Мур (Moore)
Станфорд (р. 4.9.1913,
Чикаго), американский
биохимик, член
Национальной АН США и Американской
академии наук и искусств. В 1935 окончил
университет Вандербилта. С 1939 в Рокфеллеровском
институте медицинских
исследований (Нью-Йорк), с 1952
профессор этого института; в 1950-51
читал курс лекций в Брюссельском
(Бельгия) университете, в 1951 работал в Кембриджском
(Великобритания) университете. Исследовал
строение ряда белков, главным образом фермента рибонуклеазы; разрабатывал хроматографические методы химического анализа; совместно с У. Стайном предложил автоматическую
аппаратуру для хроматографического
разделения и количественного
определения аминокислот. Нобелевская
премия (1972) за
основополагающий вклад в химию ферментов (совместно с К. Анфинсеном и У. Стайном).
Мур (Moore)
Сэмюэл
(около 1830 - 1912), английский
юрист, член 1-го Интернационала: друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Владел
небольшой фабрикой в
Манчестере. Разорившись, стал
заниматься юриспруденцией. Перевёл на английский язык большую часть 1-го тома
«Капитала» Маркса
(перевод вышел в 1887) и «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (перевод вышел в 1888); оба перевода изданы под редакцией Энгельса.
Лит.:
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, 23, 31-39 (см. Указат. имён).
Мур (Moore)
Томас (28.5.1779,
Дублин, - 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По
происхождению ирландец. Сын бакалейщика; учился в Дублинском университете. Широкую
известность в России приобрели романтическая «восточная»
поэма «Лалла Рук»
(1817) и «Ирландские мелодии» (1807-34) М., воспевающие борьбу и
страдания народа Ирландии. В
русский раздел цикла стихов М. «Песни народов» (1818-27) входит известная
песня «Вечерний звон» (рус. пер. И. Козлова).
Сатиры М.
(особенно «Басни для Священного союза», 1823)
направлены против
реакционной политики английских и др. европейских
правителей. М. опубликовал также «Письма и
дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830), «Историю Ирландии»
(1835-46) и биографию Р. Б. Шеридана (1825).
Соч.: The poetical works, L. - N. Y., 1910; The letters, v. 1-2, Oxf., 1964; в рус. пер, - [Стихотворения], в кн.: Английские поэты в биографиях и образцах. Сост. Н.
Гербель, СПБ, 1875.
Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 1, М., 1953; Jones H. M., The harp that once - a chronicle of the life of Thomas Moore, N. Y., 1937; De Ford М. A., Thomas Moore, N. Y., [1967] (лит. с. 119-23).
Т. Мур.
Мур (Moore)
Эдуард (22.3.1712, Абингдон,
Беркшир, - 1.3.1757, Лондон), английский писатель. Жил и умер в
бедности. В 1753-56 редактор журнала «Уорлд» («World»). Литературную известность М. принесли «Басни для прекрасного пола»
(1744). Драмы «Найдёныш» (1748), «Жиль Блаз» (1751) и
трагедия «Игрок» (1753) -
яркий образец так называемой мещанской драмы. Переведённая с французской
обработки трагедия М. получила
распространение в России под названием
«Беверлей» (1773; по имени героя).
Соч.: Poems, fables and plays, L., 1756.
Лит.: История английской литературы, т 1 в. 2, М., 1945; Caskey J. Н., The life and works of Edward Moore, New Haven, 1927.
Мур - Мура (Mur, Mura), река в Австрии и
Югославии, в нижнем течении по М. проходит
участок границы между Югославией и Венгрией;
левый приток Дравы
(бассейн Дуная).
Длина 434 км,
площадь бассейна около 15 тыс.км
2. В верховьях течёт в узкой долине, ниже г. Грац - по равнине.
Средний расход воды в
устье 166 мі/сек. Сплавная. ГЭС. Судоходна ниже г. Грац
(Австрия).
Мунц-Металл Мунье
Мур
Мура