Мэн-Цзы

Мэн-Цзы в Энциклопедическом словаре:
Мэн-Цзы - (ок. 372-289 до н. э.) - древнекитайский философ, последовательКонфуция. Взгляды Мэн-цзы изложены в книге ''Мэн-цзы''. Сформулировал тезисо незыблемости деления людей на правящих и управляемых.

Значение слова Мэн-Цзы по Религиозному словарю:
Мэн-Цзы - Мэн-цзы - трактат древне-китайского философа Мэн-цзы, представителя конфуцианства. Является заключительным трактатом Тринадцатикнижия, являющегося конфуцианским каноном. Трактат составлен, видимо, после смерти Мэн-цзы его учениками и основан на его высказываниях, фактов его жизни и жизни политических деятелей. Трактат состоит из семи глав, каждая из которых разделена на две части.

Значение слова Мэн-Цзы по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мэн-цзы (Meng-tseu, Mencius) — под этим именем известен в китайской литературе автор последнего из четырех сочинений, входящих в состав конфуцианского Четверокнижия. Скудость и тенденциозность биографических сведений о нем дали некоторым ученым повод, не без основания, считать это имя псевдонимом. Предполагается, что М.-цзы, или М.-кэ (М. — фамилия, Кэ — имя), род. в уделе Лу, недалеко от места рождения Конфуция, в 371 г. до Р. Х., и умер в 288 г.; часть своей жизни он, подобно Конфуцию, провел в странствованиях из удела в удел. По китайскому обычаю того времени, именем (или псевдонимом) автора названо и само сочинение, разделенное на 7 глав и представляющее ряд бесед М. с различными лицами по разнообразным вопросам. В этом соч. М., поставляемый теперь в качестве конфуцианского святого мужа непосредственно после Конфуция, является ревностным пропагатором практического осуществления в государстве конфуцианской доктрины. Некоторые беседы М. носят характер прямых и очень резких обличений; любимые его темы — управление и народное благосостояние. Сочинение М. неоднократно переводилось на европейские языки, напр. St. Julien, Pau t hier и Legge. Изложение системы М. дали Fabe и отчасти Biot. А. О. И.

Определение слова «Мэн-Цзы» по БСЭ:
Мэн-цзы - Мэн Кэ (около 372 - 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция. Родился в области Цзоу царства Лу (на территории современной провинции Шаньдун). Учился у учеников Конфуция. Стремясь ослабить борьбу между широкими слоями общества и наследственной аристократией, М.-ц., как идеолог, отражавший её интересы, создал теорию так называемого гуманного управления народом, призывал к восстановлению системы
«цзин тянь» (системы так называемых колодезных - равновеликих полей; в основе её лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян), критиковал основные положения школы легистов (Фацзя). Развивая положение Конфуция о превосходстве
«благородных мужей» (цзюнь цзы) над «простолюдинами» (сяожень), М.-ц. сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых, ставший с этого времени важнейшим принципом конфуцианской теории. М.-ц. излагал свои взгляды в беседах с правителями царств и учениками. М.-ц. посетил царства Ци, Тэн, Сун, Лян и др. В Ци он занимал некоторое время должность советника. Умер в царстве Лу. Высказывания и беседы М.-ц. были записаны его учениками Гунсунь Чоу, Вань Чжанем и др. Основной текст одноимённого памятника
«Мэн-цзы» датируется не позднее 3 в. до н. э.
Источн.: Мэн-цзы, в кн.: Чжуцзы цзичэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, пер. с китайского, СПБ, 1904; «Мэн-цзы», в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972 (перевод Л. И. Думана); Legge J., The works of Mencius, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895; Wilhelm R., Mong Dsi (Mong Ko), Jena, 1916; The book of Mencius, L., 1942.
Лит.: Буров В. Г. и Титаренко М. Л., Философия древнего Китая, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Yьan Cho-Ying, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.
Л. С. Переломов.

Мэн Тянь    Мэн-Цзы    Мэнсфилд