Набойка

Значение слова Набойка по Ефремовой:
Набойка - 1. Узор, набиваемый на ткань. // Ткань с нанесенным на нее посредством особых печатных досок узором.
2. Нижний слой на каблуке.
3. Выкладка из огнеупорной набивной массы или из огнеупорного кирпича, предохраняющая от действия высокой температуры металлические стены трубопровода или кожухи металлургических печей. // Смесь из огнеупорных материалов, употребляемая для выкладки стен трубопроводов, кожухов металлургических печей для предохранения их от действия высокой температуры.
4. То же, что: набивка.
5. Инструмент, служащий в различных производствах для набивания чего-л.

Набойка в Энциклопедическом словаре:
Набойка - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; печатаниевручную на ткани цветного узора при помощи рельефных форм (деревянныхдосок, медных пластин); ткань с таким узором.

Значение слова Набойка по словарю Ушакова:
НАБОЙКА
набойки, ж. (спец.). 1. только ед. То же, что набивка в 1 знач. 2. Ткань с нанесенным на нее (при посредстве особых печатных досок) красочным узором. ? Самый этот узор. 3. Нижний слой на каблуке, кожаный, резиновый или металлический (сапож.). Резиновые, металлические набойки. 4. То же, что набойник (простореч.). 5. То же, что футеровка (тех.).

Значение слова Набойка по словарю Брокгауза и Ефрона:
Набойка — тоже что футеровка (см.), а также масса, набиваемая в местах соединения труб, для сообщения последнему герметичности.

Определение слова «Набойка» по БСЭ:
Набойка - набивка, 1) вид декоративно-прикладного искусства; ручной способ получения цветного узора на ткани при помощи рельефных форм. 2) Ткань с узором, полученным способом Н. Формами для Н. служат резные деревянные доски либо наборные медные пластины с гвоздиками. При Н. на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по форме специальным молотком (отсюда название «Н.»).
Для многоцветных узоров число печатных форм должно соответствовать числу цветов. Художественная особенность Н. заключается в графическом лаконизме линий и обобщенности цветовых пятен. Нередко графическая строгость узора смягчается естественно возникающими при ручной печати наложениями цветовых пятен друг на друга, трепетной прерывностью линий, пробелами светлого, неокрашенного фона. Н. известна с древности у многих народов мира. У народов СССР известна с 10-12 вв., особенно была развита в 16-18 вв. С конца 18 в. Н. стала вытесняться печатанием тканей. Однако некоторые виды Н. продолжали существовать у ряда народов на протяжении 19 - начала 20 вв. Ныне технические и декоративные приёмы Н. используются художниками тканей.
Лит.: Армянская набойка, М., 1953; Алпатова И. А., Набойка, в Русское декоративное искусство, т. 1-3, М., 1962-65; Томилина О. Н., Искусство набивки ткани в Индии, в сб.: Искусство Индии, М., 1969; Бирюкова Н., Западноевропейские набивные ткани 16-18 века, М., 1973; Дзуга
єв В. А., Орнамент української вибiйки, Київ, 1950; Vydra J., Ludovб modrotlač na Slovensku, Bratislava, 1954.
И. А. Алпатова.
Русская набойка. 17 в. Исторический музей. Москва.

Русская набойка. Начало 19 в. Исторический музей. Москва.

Русская набойка. 17-18 вв. Исторический музей. Москва.

Узбекская набойка. 19 в.

Индийская набойка. 20 в.

Армянская набойка. 14 - нач. 16 вв. Матенадаран. Ереван.

Украинская набойка. 18-19 вв.

Русская набойка. 17 в. Историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Суздаль.

Армянская набойка. 14 - нач. 16 вв. Матенадаран. Ереван.

Набожный    Набойка    Набойная