Назарейцы

Назарейцы в Энциклопедическом словаре:
Назарейцы - (нем. Nazarener) - прозвище немецких и австрийскихживописцев-романтиков (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.) - членов ''Союза св.Луки'' (1809). Живя в Риме, стремились воскресить средневековое религиозноеискусство, подражали итальянским и немецким художникам Раннего Возрождения.

Определение слова «Назарейцы» по БСЭ:
Назарейцы (нем. Nazarener, по легендарному месту рождения Христа - Назарету)
ироническое название группировки немецких и австрийских художников «Союз святого Луки» (Lukasbund), основан в 1809 в Вене. С 1810 Н. (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В. Шадов, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт, И. А. Кох и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных общин. Выступая против интернационального позднего Классицизма, Н. стремились возродить религиозное монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения и таким образом отражали в своём творчестве религиозно-патриархальные иллюзии, свойственные консервативной линии немецкого Романтизма. Избрав объектом подражания в основном произведения А. Дюрера, Перуджино и раннего Рафаэля, они всё дальше отходили от натуры, теряли связи с современной жизнью и довольно быстро впали в сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство по существу смыкавшееся с академическими традициями. Помимо отдельных картин, Н. выполнили коллективные циклы фресок на библейские темы в доме Бартольди (1816-17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из
«Освобожденного Иерусалима» Тассо в Казино Массимо (1819-30) в Риме. Более значительны достижения Н. в области портрета и пейзажа, где они в большей мере обращались к непосредственному наблюдению натуры. В 1820-30-х гг. большинство Н. вернулось на родину, заняв академические и придворные должности.
Лит.: Grцschel G., Die Nazarener und ihre Beziehungen zur altdeutschen Malerei, [Mьnch.], 1937; Verbeck-Cardauns Н., Die Lukasbrьder, Kempen, 1947.
Назарейцы. Ф. Овербек. «Братья продают Иосифа в рабство». Фреска из дома Бартольди в Риме. 1816-17. Национальная галерея. Берлин.

Назанимать    Назарейцы    Назаренко