Налбандян
Налбандян в Энциклопедическом словаре:
Налбандян - Дмитрий Аркадьевич (1906-93) - армянский живописец, народныйхудожник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953), ГеройСоциалистического Труда (1976). Картины на историко-революционные темы(''Власть Советам - мир народам'', с соавторами, 1950; ''Вернатун'' -групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры, 1974-76);портреты, пейзажи. Ленинская премия (1982), Государственная премия СССР(1946, 1951).
Микаэл (Налбандов
Михаил Лазаревич) (1829-66) - армянскийписатель,
философ. Зачинатель армянской реалистической критики и эстетики;роман ''Одному -
слово, другому - невесту'' (1858);
сатирический ''Дневник''(1858-60); антирелигиозная
поэма ''Похождение праотца'' (1864); гражданскаялирика. В публицистическом произведении
''Земледелие как
верный путь''(1862) отстаивал идеи крестьянского социализма.
Определение слова «Налбандян» по БСЭ:
Налбандян - Дмитрий Аркадьевич [р. 2 (15).9.1906, Тбилиси], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953). Член КПСС с 1948. Учился в Тбилисской АХ (1924-1929) у Е. Е. Лансере и Е. Татевосяна. Автор картин на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Произведения:
«Выступление С. М. Кирова на 17-м съезде партии» (1935, Музеи Московского Кремля); портреты - А. Исаакяна (1940, Картинная галерея Армении, Ереван), И. В. Сталина (1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946); «Власть Советам - мир народам»
(с соавторами; 1950, Ульяновский областной художественный музей; Государственная премия СССР, 1951); «Накануне Октябрьской революции» (1970-73, Большой Кремлёвский дворец, Москва). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: Каталог выставки Д. А. Налбандяна, М., 1968; Лапунова Н., Д. А. Налбандян, М., [1968].
Д. А. Налбандян. «В. И. Ленин на 9-м съезде партии». 1969. Центральный музей Революции СССР. Москва.
Д. А. Налбандян.
Налбандян - Микаэл (Налбандов
Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н.
Нахичевань, ныне
район Ростова-на-Дону, - 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский
писатель, философ, революционный
демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855-58 учился на медицинском
факультете Московского университета. В 1858-60 сотрудничал в московском арм. журнале
«Юсисапайл» («Северное сияние»). В годы
революционной ситуации в России 1859-61 Н. под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» первым из арм. писателей перешёл на
позиции революционного демократизма. В 1860-62 совершил
путешествие в Турцию, Индию, страны Зап. Европы. В
Константинополе создал
вокруг арм. журнала
«Мегу» («Пчела») тайное революционное общество «Партия молодых». В Лондоне сблизился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, М. А. Бакуниным, а также с Н. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в
обсуждении проекта статьи-воззвания
«Что
нужно народу?»
(программа будущей «Земли и воли»). В
памфлете «Две строки» (1861) провозгласил своё политическое
кредо -
посвятить жизнь делу
освобождения народа. В главном публицистическом труде
«Земледелие как
верный путь» (1862) Н. подверг
уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861,
однако сделал это с позиций общинного социализма.
Единственный выход для пореформ. России видел в крестьянской революции. По
возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский
равелин Петропавловской
крепости (июль 1862), судился по
«процессу 32-х», в ноябре 1865,
больной туберкулёзом, выслан в Камышин.
Н. был
энциклопедически образован. Занимался вопросами философии,
политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Н. -
важный этап в истории арм. общественной
мысли. В практической революционной деятельности стремился
соединить демократические силы арм. народа в России и за рубежом с рус. освободительным движением.
Н. -
зачинатель критического реализма в арм.
литературе, автор романов «Одному -
слово, другому - невесту» (1858), «Вопрошение мёртвых» (1859, неокончен), «Дневник» (1858-60). В крепости создал антирелигиозную поэму
«Похождение праотца» (1864, опубликована 1903).
Огромной популярностью пользовалась гражданская
лирика Н., проникнутая пафосом борьбы за свободу. Н. заложил
основы арм. реалистической критики и
эстетики. Его литературные
взгляды выражены в работах:
«Слово об армянской письменности» (1854-55,
опубликовано 1895), «Критика» (1858), «Национальный
театр в Константинополе» (1861) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за
внедрение нового арм. литературного языка (ашхарабар)
взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со
стороны клерикалов и мракобесов. Переводил
стихи А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, Г.
Гейне и др.
Соч. в рус. пер.: Избр. соч., Ер., 1941; Избр.
философские и общественно-политические
произведения, М., 1954;
Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1-2, Ер., 1968-70.
Лит.: Мясникян А. Ф., Избр. произведения, Ер., 1965;
Шаумян С.,
Литературно-критические статьи, 2 изд., М., 1955; Хачатрян А. Б.,
Мировоззрение М. Л. Налбандяна, «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1962, № 171, с. 3-328; Гуланян Х. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Налбандян, М., 1963; его же, М. Налбандян и
русские революционные демократы, М., 1967.
С. К. Даронян.
М. Налбандян.
Налаяться
Налбандян
Налгать