Немирович-Данченко
Немирович-Данченко в Энциклопедическом словаре:
Немирович-Данченко - Василий Иванович (1848/49-1936) - русский писатель.Брат Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Многочисленныехудожественно-этнографические очерки, военные корреспонденции (''Годвойны'', т. 1-3, 1878-79), романы, рассказы, мемуары (''На кладбищах'',1921). С 1921 в эмиграции.
Владимир
Иванович (1858-1943) -
режиссер, народныйартист
СССР (1936).
Брат Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1970-хгг.
критик, с 80-90-х гг.
писатель, драматург, педагог. Реформаторрусского театра, он
вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал МосковскийХудожественный
театр (куда вошли ученики Немировича-Данченко изМузыкально-драматического училища Московского филармоническое общества).Утверждал
передовой современный репертуар, привлек в МосковскийХудожественный
театр (МХТ) А. П. Чехова, М. Горького. Ставил соСтаниславским их пьесы. Значительные
работы Немировича-Данченко - ''ЮлийЦезарь'' У. Шекспира (1903),
''Братья Карамазовы'' по Ф. М. Достоевскому(1910),
''Воскресение'' (1930) и
''Анна Каренина'' (1937) по Л. Н. Толстому,''Враги'' М. Горького (1935), ''Три сестры'' А. П. Чехова. (1940),''Кремлевские
куранты'' Н. Ф. Погодина (1942). В 1919 основал музыкальнуюстудию (с 1926
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, с 1941Музыкальный
театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Пьесы (''Новоедело'',
постановка 1890;
''Золото'', постановка 1895), романы (''Налитературных хлебах'',1891;
''Старый дом'',1895;
''Драма за сценой'', 1896),повести (''Губернская
ревизия'', 1896). Государственная
премия СССР (1942, 1943).
Определение слова «Немирович-Данченко» по БСЭ:
Немирович-Данченко - Василий Иванович [24.12.1848 (5.1.1849), Тбилиси, - 18.9.1936, Прага], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Учился в кадетском корпусе. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877-78, русско-японской войны 1904-05 и 1-й мировой войны 1914-18. Автор военных
(«Гроза», 1879, «Плевна и Шипка», 1881, и др.) и бытовых («Кулисы», 1886, и др.) романов, сборника «Стихотворения» (1882), мемуаров «На кладбищах» (1921). Наиболее характерный для Н.-Д. жанр - описания его многочисленных путешествий:
«Соловки» (1874), «Страна холода» (1877), «Очерки Испании» (1888), «Кама и Урал» (1890) и др. В 1921 эмигрировал.
Соч.: Собр. соч., т. 1-16, 18, СПБ, 1910-15; Новое собр. соч., кн. 1-50 П. 1916.
Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962.
Немирович-Данченко -
Владимир Иванович [11(23).12.1858,
Озургеты, ныне
Махарадзе Грузинской ССР, - 25.4.1943, Москва], советский
режиссёр, театральный
деятель и
педагог, писатель,
драматург, народный
артист СССР (1936).
Основатель (совместно с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный
академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876-79 учился на физико-математическом
факультете Московского университета. В, 70-х гг. начал
выступать в качестве театрального
критика. Прозаические произведения Н.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова:
повести, посвященные деревне, -
«Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров - «Драма за сценой» (1896), нравам прессы - «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895),
«Цена жизни» (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в
провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. к
мысли о
необходимости его
коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской
деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему
объединить усилия для
утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось
создание в 1898 Художественно-общедоступного театра
(первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли
некоторые ученики Н.-Д. (в 1891-1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и
участники общества искусства и литературы.
Утверждение реалистической программы Художественного театра,
связанной с принципами искусства
«переживания», с постановкой
передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. и Станиславского,
причём Н.-Д. принадлежало определяющее
положение в области репертуара.
Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова -
«Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Н.-Д. способствовал
привлечению драматургии М. Горького,
вместе со Станиславским поставил
«На дне» (1902). Он осуществил
постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908).
В 1903 Н.-Д. поставил
трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира,
широко используя
средства современного психологического театра.
Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. -
мастерство психологического анализа,
умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и
особенности стиля автора -
убедительно проявились и в постановках русской классики
(«На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914). В его
инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского
отчётливо прозвучали социально-критические
мотивы романа. В то же время
противоречивый характер инсценировки
«Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал
решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к
преодолению кризисных тенденций, связанных с
опасностью утраты театром контакта с передовой
общественностью, Н.-Д. не
всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Л. Н. Андреева).
Новые
перспективы перед Н.-Д. открыла
победа Великой
Октябрьской социалистической революции. Его
вклад в
развитие режиссёрского искусства имел важнейшее
значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в
воспитании нового актёра -
носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Н.-Д.
настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал
решение проблемы современной трагедии в
«Блокаде» Вс.
Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому
воссозданию революционных истории и
сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Половчанские сады»
Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты»
Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал
образец нового сценического
прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский
анализ его творчества. Н.-Д. осуществил
также постановки русской классической драматургии:
«Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938). С
особенной силой присущее ему умение
выявить глубокую социально-философскую суть произведений в
неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях
«Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы
театральной теории, воспитания актёра в органической
близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из
концепции о
«трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» - в их неразрывном единстве.
Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой
практики учение Н.-Д. о
«втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе». Борьбу за принципы сценического реализма,
против рутины и штампов Н.-Д. вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок:
«Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата»
Верди, «Катерина Измайлова» Шостоковича, «В бурю» Хренникова и др. Государственная
премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Из прошлого, 2 изд., М., 1938;
Театральное наследие, т. 1-2, М., 1952-54; Пьесы, М., 1962;
Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].
Лит.:
Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918;
Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко.
Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.);
Марков П. А.,
Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.
Б. П. Ростоцкий.
Сцена из спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. 1942.
Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.
Сцена из спектакля «Три сестры» А. П. Чехова. 1940. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.
Вл. И. Немирович-Данченко.
Немиров
Немирович-Данченко
Немировский Конгресс 1737