Неоклассицизм

Значение слова Неоклассицизм по Ефремовой:
Неоклассицизм - Общее название различных течений в искусстве второй половины XIX-XX вв., творческая практика которых основывалась на стилизации внешних форм искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.

Неоклассицизм в Энциклопедическом словаре:
Неоклассицизм - (франц. neo-classicisme) - общее название художественныхтечений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традицияхискусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие''неоидеалисты'' - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебрандпротивопоставляли противоречиям жизни ''вечные'' эстетические нормы.Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическомупроизволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии,И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции,А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения ''новаявещественность'' в Германии, ''метафизическая живопись'' в Италии выразилиотчуждение мира от человека. С апологией действительности связаннеоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и США1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг.(регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм 18 - нач.19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм(''романская школа'' французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентациейна античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутымиблагородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися какдекадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявшийцелостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыкеряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф.Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссозданиенекоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается внеоклассицизме с обновлением музыкального языка.

Определение слова «Неоклассицизм» по БСЭ:
Неоклассицизм - неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 - 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или Классицизма (в музыке - также и эпохи Барокко).
Термин «Н.» широко употребляется также (в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины 18 - 1-й трети 19 вв., в отличие от классицизма 17 - 1-й половины 18 вв.
Возникновение Н. (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить тревожной и противоречивой реальности некие «вечные» эстетические ценности, а идейному и формальному строю художественных течений, захваченных поисками непосредственного соответствия современности, идеальность образов, их вневременность,
«очищенность» от всего конкретно-исторического, строгость и величавость форм. При этом Н. обнаруживает немало общих отправных точек с неоромантизмом, хотя порой и оказывается его антитезой. Развитие и творческое осмысление классических традиций как бы выявляет историческую преемственность этапов художественного процесса. В то же время механическое применение классических формальных приёмов, тенденциозная, нарочитая интерполяция классических мотивов (в искусстве 20 в. нередко официально инспирированные) приводят к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных, помпезных произведений.
В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и
«Модерна». В ряде стран Н. этого времени использовал конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определённые рационалистические тенденции (О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. Н. получил более ретроспективную окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.); в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского
«модерна» (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль и др.). В США и Великобритании Н. 10-20-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914-22, архитектор Г. Бэкон; см. илл.). В 30-е гг. средства Н. широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии (Университетский городок в Риме, 1930-35, архитектор М. Пьячентини; Дом искусства в Мюнхене, 1933-37, архитектор П. Л. Трост; Имперская канцелярия в Берлине, 1938, архитектор А. Шпеер, разрушена в 1945). В этих постройках Н. был приведён к подчинённым строгой симметрии, застывшим, огрубленным формам.
С конца 50-х гг. Н. развивался преимущественно в архитектуре США (так называемый Н. 60-х гг.), чему способствовало строительство по официальной программе (предусматривавшей определённый стилистический характер сооружений) около 50 зданий дипломатических служб США в разных странах. Для этого направления характерны сочетание некоторых композиционных приёмов классицизма с формами, диктуемыми современными конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко - введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архитектурной традицией (посольства США: в Дели, 1958, архитектор Э. Стоун, Лондоне, 1960. архитектор Э. Сааринен, Афинах, 1957-61, архитектор В. Гропиус, и др.). Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США - Линкольн-сентер в Нью-Йорке (60-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы Н. нашли также известное отражение в советской архитектуре 2-й половины 30-х - начала 50-х гг.
В изобразительном искусстве термин «Н.» охватывает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художественным течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутреннюю гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве.
Некоторые предвосхищающие Н. моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины 19 в.). Однако впервые о Н. как об относительно целостном явлении можно говорить применительно к так называемому неоидеализму, окончательно сложившемуся к концу 1870-х гг. в Германии. Полемизируя как с академической эклектикой и натурализмом, так и с реализмом, следуя
«вечным» идеалам красоты, «неоидеалисты» (живописцы А. Фейербах и Х. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и др.) стремились возродить (хотя это нередко осуществлялось в отвлеченно-рассудочной форме) монументальность и пластичная чёткость классического искусства. В области эстетики это стремление обосновывалось в сочинениях К. Фидлера, считавшего задачей искусства преодоление
«хаоса» действительности, формотворчество как выражение особой «формы видения» художника. Большое распространение Н. получил в конце 19 - начале 20 вв., явившись одной из разновидностей реакции на Импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемических тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (причём не столько периода классики, сколько архаики), реже - искусства Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой «модерна».
Термин «Н.» в разной мере применим к творчеству или к отдельным сторонам творчества таких мастеров конца 19 - 1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, К. Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина в Италии, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, К. С. Петров-Водкин в России. Причастность к Н. обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20-30-х гг., возникшие как реакция соответственно на Экспрессионизм, Футуризм, Кубизм:
«Новая вещественность» в Германии (А. Канольдт и др.), оказавшая в 30-е гг. влияние на Регионализм в США (Г. Вуд и др.); претерпевшая в 20-е гг. эволюцию «Метафизическая живопись» в Италии (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.):
«неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью и в большей мере повлиявший на характер Н. др. европейских школ. Так же, как и в области архитектуры, арсенал художественных средств Н. использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо напыщенно-патетических образов, воплощающих культ государственной мощи и
«героя-сверхчеловека» (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).
Применительно к литературе термином «Н.» в советской науке строго обозначают сравнительно узкие течения (начала 1890-х - середины 1900-х гг.), эстетически аналогичные Н. в изобразительном искусстве рубежа 19 и 20 вв. (во Франции - так называемая романская школа во главе с Ш. Морисом и Ж. Мореасом, в Германии - творчество П. Эрнста, В. Шольца, С. Люблинского). Различных по социально-политическим устремлениям писателей-неоклассиков объединяют родственные принципы эстетики и поэтики: отрицательная реакция как на натурализм (его демократического героя, заземлённого, детерминированного средой и натурой), так и на французский символизм и немецкий неоромантизм (их пессимизм, надломленность, субъективизм, эмоциональную растерзанность, фантастичность, формальные изыски); ориентация на античную трагедию и классицизм (их утверждение надличной, объективной, абсолютной нравственной ценности, героический стоицизм персонажей, ясность и «благородство» стиля, строгость и «необходимость» в построении сюжета);
опора на «незыблемые» традиции классической европейской культуры в противовес декадансу и прозаичной реальности; и одновременно - разрыв с традициями критического реализма. Своеобразной разновидностью Н. в 30-е гг. явилось также течение
«новый гуманизм» в литературе США.
В широком смысле Н. называют идейно-стилистический принцип (неоднократно возникавший в 19-20 вв. после эпохи классицизма), основанный на использовании античных образов и мотивов, сюжетов и конфликтов; обычно ему присуща традиционная пластическая законченность и ясность поэтического языка. В различных странах и в разные эпохи Н. обретал разнообразный идейно-художественный смысл (ср.: анакреонтическая поэзия К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина, антологические стихи А. Н. Майкова и Н. Ф. Щербины, символистские стихи, драмы, историко-культурологические эссе В. И. Иванова и «античные» драмы И. Ф. Анненского или романтический эллинизм А. Шенье, творчество ряда поэтов «Парнаса», экзистенциалистская драма Ж. П. Сартра и Ж. Ануя).
Н. в музыке, возникновение которого было обусловлено теми же предпосылками, что и в др. искусствах, не представляет целостного направления; можно говорить лишь об отдельных его проявлениях у тех или иных композиторов. Непосредственно подошёл к Н. в своих последних произведениях М. Регер. Возглавил направление Н. в немецкой музыке П. Хиндемит. Определённую дань этому течению отдал в 1920-е гг. И. Ф. Стравинский (опера-оратория «Царь Эдип», 1927; балеты - «Пульчинелла» на темы Перголези, 1919, «Аполлон Мусагет» на темы Люлли, 1927, «Поцелуй феи» на темы Чайковского, 1928; «Симфония псалмов», 1930; октет, 1923; и др.);
неоклассические тенденции ясно проступают также в отдельных относящихся к 20-м гг. сочинениях представителей французской
«шестёрки» (Д. Мино, А. Онеггер, Ф. Пуленк и др.), О. Респиги и некоторых др. композиторов. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации; в то же время подражание старинной музыке сочетается в них с модернизацией музыкального языка, применением, наряду с архаическими, современных средств музыкальной выразительности. В целом неоклассические тенденции противоречивы в своей сущности. С одной стороны, в неоклассических произведениях возрождаются ясность, организованность, логика старых музыкальных стилей; с другой - Н. зачастую ведёт к холодному, формальному подражательству, к искусственному возрождению устаревших приёмов.
Лит.: Колпинский Ю., Фашизм и монументальное искусство, «Искусство», 1934, № 4; Дурус А., К вопросу о художественной политике немецкого фашизма, там же, 1934, № 5; Ремпель Л. И., Архитектура послевоенной Италии, [М., 1935]; Грабарь-Пассек М. Е., Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе, М., 1966; Бенуа А. Н., Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.: Александр Бенуа размышляет..., М., [1968]; Борисова Е. А., Неоклассицизм, в кн.: Борисова Е. А. и Каждан Т. П., Русская архитектура конца 19 - начала 20 века, М., 1971; Мачульский Г. К., Неоклассицизм 60-х годов (Филипп Джонсон), в сборнике: Архитектура современного Запада, М., 1973; Рейнгардт Л.,
«Новая вещественность» и риджионализм, в сборнике: Модернизм, М., 1973; Denis М., Thйories. 1890-1910..., 3 йd., P., 1913; его же, Nouvelles thйories. 1914-1921, P., 1922; Hitchcock A., Architecture: nineteenth and twentieth centuries, Harmondsworth - [a. o.], 1958; Stone Е. D., The evolution of an architect, N. Y., 1972. (Н. в архитектуре).
А. В. Иконников.
Город Вашингтон. Памятник А. Линкольну. 1914-22. Архитектор Г. Бэкон.

Неоклассик    Неоклассицизм    Неоклассический