Новая Аттическая Комедия

Новая Аттическая Комедия в Энциклопедическом словаре:
Новая Аттическая Комедия - заключительный этап развития (кон. 4-3 вв. дон. э.) древнегреческой комедии после древней аттической (5 в. до н. э.;главный представитель - Аристофан) и средней аттической (кон. 5 в. - 2-япол. 4 в. до н. э.) комедии. Основные черты: сосредоточение интереса начастных конфликтах и любовной интриге; стремление к бытовомуправдоподобию, отказ от безудержной игры фантазии; исчезновение чертнародно-культового действа; тяготение к стереотипным ситуациям ихарактерам-маскам (гетеры, раба, скупого отца, хвастливого воина и др.).Главные представители - Менандр и Филемон. Новая аттическая комедияоказала решающее влияние на римскую комедию, а через нее - на европейскуюдраматургию вплоть до Мольера.

Определение «Новая Аттическая Комедия» по БСЭ:
Новая аттическая комедия - древнегреческая комедия (около 4-3 вв. до н. э.). Вследствие новых социальных условий, резко ограничивших сферу политической деятельности гражданина, Н. а. к. обратилась исключительно к частной жизни человека. В области сюжета испытала влияние Еврипида. В Н. а. к., известной по творчеству Менандра и фрагментам из сочинений др. поэтов, много условного, характеры строятся по определённым типовым категориям (скупой отец, влюблённый юноша, пройдоха раб и др.). Пружиной действия в Н. а. к. является любовь; комический элемент играет подчинённую роль либо вовсе исчезает. Н. а. к. оказала сильнейшее влияние на римскую комедию, а через неё - на европейскую драму (У. Шекспир, Мольер).
Изд.: The fragments of Attic comedy, ed. by J. M. Edmonds, v. 3, Leyden, 1961.
Лит.: Тронский И. M., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., M., 1959; Norwood G., Greek comedy, L., 1931; Webster T. B. L., Study in later Greek comedy, [Manch., 1953]; его же. Monuments illustrating new comedy, L., 1961.
В. Г. Борухович.

Новая Англия    Новая Аттическая Комедия    Новая Британия