Ода

Значение слова Ода по Ефремовой:
Ода - 1. Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. // Отдельное произведение такого жанра.
2. Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. значительному событию или подвигу.

Значение слова Ода по Ожегову:
Ода - Торжественное стихитворение, посвещенное какому-нибудь историческому событию или герою

Ода в Энциклопедическом словаре:
Ода - Нобунага (1534-82) - японский полководец, первый из трех объединителей(Ода, Х. Тоетоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сегунаиз дома Асикага, объединил под своей властью около трети страны.


(от греч. ode - песня) - жанр лирической поэзии и музыки;торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песняода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики(напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальноемузыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий,прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чистоинструментальные оды.

Значение слова Ода по словарю Ушакова:
ОДА
оды, ж. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущ. классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. Пушкин.

Значение слова Ода по словарю Даля:
Ода
ж. торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.

Определение слова «Ода» по БСЭ:
Ода - Нобунага (1534-1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными князьями. В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и официальной столицей Японии. В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. К 1582 объединил под своей властью не менее трети страны. Боролся с буддийским духовенством, выступавшим против централизации государства и действовавшим в союзе с враждебными князьями. С 1570 вёл кровопролитную борьбу во многих провинциях с сектой икко, под знаменем которой выступали широкие народные массы (т. н. икко-икки - восстания секты икко). С целью укрепления феодальных порядков О. начал кадровую перепись земель, уничтожил внутренние заставы, учредил единую денежную единицу, вёл строительство дорог. Был убит одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти.
Лит.: Жуков Е М История Японии М., 1939 гл. 3 § 1. Очерки новой истории Японии, М., 1958, с. 11-25; Personality in Japanese history, Berk, 1970.


Ода - Ода (от греч. odē - песня)
жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16-17 вв.) термин
«О.» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху Классицизма (17-18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен - Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались
(«тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные
(«анакреонтические»). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна - более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая - рационалистическая - близкая просветительству (требование «естественности» - А. П. Сумароков, М. М. Херасков).
В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин - Германия). В эпоху романтизма слово
«О.» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева).
В 19-20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).
С 17 в. в западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии)
создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев
(«Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).
Ода - Ода (Oda)
город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. жителей (1970). Ж-д. станция. Деревообрабатывающая промышленность.

Од-Лот    Ода    Одавара