Ортега-И-Гасет

Ортега-И-Гасет в Энциклопедическом словаре:
Ортега-И-Гасет - (Ortegа y Gasset) Хосе (1883-1955) - испанский философ ипублицист, представитель философии жизни и философии антропологии.Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал вистории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опытнепосредственного переживания. Один из главных представителей концепций''массового общества'', массовой культуры (''Восстание масс'', 1929-30) итеории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма (''Дегуманизацияискусства'', 1925).

Определение слова «Ортега-И-Гасет» по БСЭ:
Ортега-и-Гасет (Ortega у Gasset)
Хосе (9.5.1883, Мадрид, - 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910-36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета. Активно выступал как журналист: был основателем и сотрудником журнала
«Espaсa» (1915-24), «El Sol» (1916-37) и др.; издававшийся им общественно-политический ежемесячник «Revista de Occidente» (1923-1936) пользовался мировой известностью. Антимонархист; в 1931-33 депутат первых республиканских кортесов; один из основателей
«Республиканского объединения интеллигенции» (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 - в Испанию, где под его руководством был основан институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.
Философские взгляды О.-и -Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства (Г. Коген). Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни (особенно Г. Зиммеля и М. Шелера) трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого Экзистенциализма (М. Хайдеггер) - как духовный опыт непосредственного переживания, как
«вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных философских концепций О.-и-Г. называл «рациовитализмом»).
В социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и-Г. «Восстание масс» (1929-30). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение
«элиты» и «масс», а следствием этого - общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик Модернизма («Дегуманизация искусства», 1925). Оказал большое влияние на философскую и общественную мысль Испании, особенно в 1910-1920-е гг., а также на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры»).
Соч.: Obras completas, v. 1-11, Madrid, 1953-70; Obras ineditas, v. 1-7, Madrid, 1957-62; El espectador, v. 1-8, Madrid, 1960-63; в рус. пер. - Дегуманизация искусства, в кн.: Современная книга по эстетике, М., 1957.
Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Бондаренко Н. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортега-и-Гассета, в кн.: Историко-философский сборник, М., 1968; Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Xoce Ортеги-и-Гассета, в кн.: О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972; Ferrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosof
нa espanola, Madrid, [1966]; Morуn A. C., El sistema de Ortega у Gasset, Madrid, 1968; Aguado E., Ortega у Gasset, Madrid, 1970.
В. С. Муравьев.

Ортега Сааведра    Ортега-И-Гасет    Ортелий