Остракизм

Значение слова Остракизм по Ефремовой:
Остракизм - Изгнание, ссылка; гонение, отвержение.

Значение слова Остракизм по Ожегову:
Остракизм - Изгнание, гонение

Остракизм в Энциклопедическом словаре:
Остракизм - (греч. ostrakismos - от ostrakon - черепок), в 6-5 вв. до н. э.в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнаниеотдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждыйобладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасендля народа. В переносном смысле - изгнание, гонение.

Значение слова Остракизм по словарю Ушакова:
ОСТРАКИЗМ, остракизма, м. (греч. ostrakismos, от ostrakon - черепок). изгнание, ссылка (книжн. ритор.). Подвергнуть кого-что-н. остракизму. (В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а также само это голосование.)

Значение слова Остракизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Остракизм (όστρακισμός, όστρακοφορία) — был введен в Афинах Клисфеном (см.) как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха, сына Харма, который в 496 г. был выбран в архонты, а в 488 г. был первой жертвой Клисфенова нововведения. Значение этой меры заключалось в том, что граждане, выдававшиеся над прочими и тем самым угрожавшие принципу равенства, изгонялись на время из государства, причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно — 10 лет). Подобные меры применялись также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете и Ефесе. Процесс этого народного суда состоял в следующем. Ежегодно во время главного народного собрания опрашивали народ, желает ли он кого-нибудь осудить О., причем выступали ораторы и говорили за и против. Если народ решал прибегнуть к О., то назначался для этого день. Всякий обладавший правом подачи голоса гражданин писал на черепке (όστρακον) имя того гражданина, который, по его убеждению, опасен для народа. Черепки складывались в урны и потом разбирались членами совета и архонтами. Если какой-нибудь гражданин осуждался по крайней мере 6000 голосов, то он должен был не позже 10 дней оставить город. Иногда цель О. не достигалась. Так, Никий и Алкивиад были предположены к изгнанию; тогда они заставили своих приверженцев написать на черепках имя демагога Гипербола, Клеонова преемника, и достигли того, что вместо них изгнан был Гипербол, ничем не заслуживший подобной чести. С этих пор институт О. существовал лишь формально, а на деле применялись другие меры, напр. привлечение к суду, штрафы, конфискация имущества и даже смертная казнь. Изгнанные О. не лишались прав гражданства и собственности; по истечении срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (напр. перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному О. позволялось на время вернуться на родину; для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов. Случаев применения О. было немного; к числу изгнанных О. принадлежали: Мегакл (487), Ксантипп (468), Андротион, Аристид, Каллий, Дамон (учитель Перикла), Менон. В Сиракузах вместо черепков употребляли оливковые листья — πεταλα, почему и самое изгнание называлось πεταλισμός. Ср. Gilbert, "The Constitutional antiquities of Sparta and Athens" (Л„ 1895); Schoema nn, "Griechische Altertü mer" (Б., 1894); L ügebil, "Ueber das Wesen und die historische Bedeutung des Ostracismus in Athen" ("Jahrbü cher f. class. Philol.", Suppl., IV, стр. 135, 1860); Valeton, "De Ostracisme" (журнал "Mnemosyne", т. XV, 1887); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. I, 1897). Н. О.

Определение слова «Остракизм» по БСЭ:
Остракизм (греч. ostrakismуs, от уstrakon - черепок)
в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (впервые применен в 488/487 до н. э.), позднее к О. стали прибегать как к мере политической борьбы. Вопрос о применении О. ежегодно ставился перед народным собранием. В случае положительного решения в назначенный для проведения О. день всякий, обладавший правом голоса в народном собрании, писал на черепке имя того, кто, по его мнению, опасен для народа. Тот, против кого подавалось не менее 6 тыс. голосов, должен был в течение 10 дней покинуть Афины (по др. данным, 6 тыс. чел. было кворумом собрания). Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались прав гражданства и собственности, которая во время их отсутствия оставалась в неприкосновенности. Случаев применения О. было немного. О. были подвергнуты, в частности, Аристид (483-482), Фемистокл (471), философ Дамон (учитель Перикла, 443). К 417 до н. э. относится последний известный случай О. (по отношению к вождю афинского демоса Гиперболу). Подобное О. изгнание граждан существовало в Аргосе, Сиракузах и др. городах.
Лит.: Carcopino J., Lostracisme athйnien, P., 1935.

Острагиваться    Остракизм    Остракоды