Полифония

Значение слова Полифония по Ефремовой:
Полифония - Разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании ряда самостоятельных мелодий.

Полифония в Энциклопедическом словаре:
Полифония - (от поли... и греч. phone - звук - голос), вид многоголосия,основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (впротивоположность гомофонии). Виды полифонии - имитационная (см.Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) иподголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерноедля некоторых жанров русской народной песни). В истории европейскойполифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода(9-14 вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровойполифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавнаямелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры -месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) -преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты,ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии,тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видамикомпозиционной техники.

Значение слова Полифония по словарю Ушакова:
ПОЛИФОНИЯ
полифонии, мн. нет, ж. (от греч. poly - много и phone - звук) (муз.). То же, что многоголосие.

Значение слова Полифония по словарю Брокгауза и Ефрона:
Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем (см.). Затем является фобурдон дискант, и развивается теория многоголосного сочетанияконтрапункт (см.). П. получила особое развитие в нидерландской школе XV в. Строгая полифония, основанная на строгом контрапункте, достигла своего совершенства при Палестрине, в XVI ст., а свободная П., основанная на свободном контрапункте (см.), — в XVIII ст., при Бахе и Генделе. Позднее полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются замечательные образцы в области полифонической, как, напр., у Моцарта в реквиеме, у Бетховена в 9-ой симфонии и пр. Полифонические формы — имитация, канон, фуга (см.). Н. С.

Определение слова «Полифония» по БСЭ:
Полифония (от Поли... и греч. phone- звук, голос)
вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин - Контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.
В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы Канона и фуги; контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род П. синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.
В музыке 18-20 вв. эти виды П. порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например Хорал (кантаты И. С. Баха), Пассакалья (П. Хиндемит) и др.
Формы П. начиная с 12-13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и П. свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. - ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.
Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann H., Gro βe Kompositionslehre. Bd 1-2, B. - Stuttg., 1903.
Вл. В. Протопопов.

Полифонический    Полифония    Полиформальдегид