Пармиджанино

Пармиджанино в Энциклопедическом словаре:
Пармиджанино - (Parmigianino) (наст. фам. Маццола - Mazzola) Франческо(1503-40), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканнохолодный колорит, утонченный рисунок выражают субъективный, отрешенный отжизни идеал загадочной красоты (''Мадонна с длинной шеей'', 1534-40).

Определение слова «Пармиджанино» по БСЭ:
Пармиджанино (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola)
Франческо (11.1.1503, Парма,-24.8. 1540, Касальмаджоре, Ломбардия), итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо. Уже для ранних произведений П. (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524, Художественно-исторический музей, Вена)
характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. По-своему переосмыслив творчество Микеланджело и Рафаэля, П. стал одним из ведущих представителей Маньеризма; его изысканно-грациозный рисунок и колорит, основанный преимущественно на сочетаниях блёклых и металлически-резких тонов, служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты
(«Мадонна с длинной шеей»; см. илл.). Портреты П., сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги. Виртуозное мастерство П. проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах. См. илл.
Лит.: Freedberg S. J., Parmigianino. His works in painting, Camb. (Mass.), 1950; Popham A. E., The drawings of Parmigianino, N. Y., 1953.
Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей» (фрагмент). 1534-40. Галерея Уффици. Флоренция.

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535-37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

Пармений    Пармиджанино    Пармон