Понтормо

Понтормо в Энциклопедическом словаре:
Понтормо - (Pontormo) (наст. фам. Карруччи - Carrucci) Якопо (1494-1557),итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один изосновоположников маньеризма (''Положение во гроб'', 1526-28).

Значение слова Понтормо по словарю Брокгауза и Ефрона:
Понтормо — или Пунтормо (Pontormo, Puntormo) — прозвище, под которым известен итальянский живописец Якобо Каруччи (Carucci, 1494—1557), принадлежащий к флорентийской школе. П. был учеником сперва да Винчи (с 1507 г.), потом Мариотто Альбертинелли и Пьеро ди Козимо, но довершил свое образование под руководством А. дель Сарто, впоследствии же подражал больше Микеланджело, чем этому наставнику и даже воспроизводил некоторые композиции великого Буонарроти. Он писал религиозные и мифологические сюжеты как фресковым свособом, так и масляными красками, а также портреты, которые, отличаясь силой и теплотой колорита, большой жизненностью и удивительной законченностью, вообще превосходят, в отношении достоинства, его картины, страдающие иногда значительной манерностью. В числе произведений П., лучшими могут считаться: "Мадонна со святыми" (в Луврской гал., в Париже), "Тысяча-сто мучеников" (в галерее Питти, во Флоренции), "Венера и Амур" (с картона Микеланджело, в Гемптонкортской галерее, в Лондоне) и портреты А. дель Сарто (в Берлинском музее), Иполл. Медичи (в гал. Питти) и Козимо Медичи (во Флорент. галерее Уффаци). В Имп. Эрмитаже есть образец живописи этого художника — "Св. Семейство" (№ 85). А. С—в.

Определение слова «Понтормо» по БСЭ:
Понтормо (Pontormo; собственно - Якопо Карруччи, Carrucci)
(24.5.1494, Понтормо, Тоскана, - похоронен 2.1.1557, Флоренция), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы. Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (1507-12). Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-х гг.) и А. Дюрера. Если ранние произведения П. близки искусству мастеров Высокого Возрождения (например, Андреа дель Сарто, с которым П. сотрудничал около 1512), то в 1520-е гг. он становится одним из основоположников Маньеризма. Виртуозное, порой эксцентрическое композиционное мастерство П. с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Более поздним религиозными композициям П.
(«Положение во гроб», 1526-28), а также его портретам («Женский портрет», около 1543-45, Галерея Уффици, Флоренция) присущи черты внутренней тревоги, экзальтированная напряжённость колорита. Штудии и эскизы П. отличаются необычайной выразительностью контуров, гибкостью и подвижностью линий.
Лит.: Rearick J. С., The drawings of Pontormo, v. 1-2, Camb., 1964; Forster K. W., Pontormo, [Mьnch., 1966].
Понтормо. «Вертумн и Помона». Фреска виллы Медичи в Поджо-а-Каяно. 1520. Фрагмент.

Понтормо. «Положение во гроб». 1526-28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.

Понтормо. «Три грации». Сангина. Около 1535-36. Галерея Уффици. Флоренция.

Понтоппидан    Понтормо    Понтрягин