Потребности

Потребности в Энциклопедическом словаре:
Потребности - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержанияжизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальнойгруппы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребностиделятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные,которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики икультуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями ииндивидами потребности выступают как их интересы. В психологии потребности- особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им''напряжение'', ''неудовлетворенность'', - отражение несоответствия междувнутренним состоянием и внешними условиями его деятельности;обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы,на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личностив различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют какбы иерархию, в основе которой витальные (в пище и т. п.), а последующие ееуровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребности всамореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

Значение слова Потребности по Психологическому словарю:
Потребности - Потребности - форма проявления интенциональной природы психики - , в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности - , необходимых для сохранения

Определение слова «Потребности» по БСЭ:
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Биологические П. (в т. ч. и у человека) обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. П. социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих П. - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных (витальных) П. ведёт к зарождению новых,
«... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), т. е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде.
«... Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны...» (Маркс К., там же, т. 23, с. 182).
П. общества, и прежде всего экономические П. как основа всего общественного производства, объективны, их развитие обусловлено необходимостью приведения в соответствие характера производственных отношений с уровнем развития производительных сил, а также отношений в сфере политической и духовной надстроек общества с его экономическим базисом. В сфере экономики социалистического общества объективные П. развития той или иной отрасли народного хозяйства обусловлены законом планомерного пропорционального развития. В условиях капиталистического производства соответствующие П. стихийно определяются законом стоимости и рыночными отношениями.
Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, П. выступают в качестве их Интересов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономическом, социально-политическом и культурном положении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны. Ликвидация социальных антагонизмов в социалистическом обществе есть в то же время и преодоление антагонизмов П. и интересов различных классов и групп, т. н. искусственных, нездоровых П., предпосылка создания условий для гармоническом сочетания общественных и индивидуальных интересов.
В психологии П. рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому П. и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения П., а при отсутствии таких возможностей - путём подавления или замещения данной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.
Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях и осознанных мотивах поведения. Человеческие П., как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н.
«поисковое поведение»; общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе, привычное удовлетворение П. в определённых условиях фиксируется в психике индивида как Установка к действию, которая как бы замещает саму П.
Важнейшая особенность П. - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых П. новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие её уровни - социальные П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.
Социальные П. принципиально неограничены. Их развитие связано с общесоциальными условиями, экономическим и культурным уровнем общества, причём наибольшими потенциальными возможностями «бесконечного» развития обладают духовные П.: интеллектуальные, эстетические, творческие.
В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих П., в современной науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общения, рекреации); по объекту П. - материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту П. - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные П., которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в Филогенезе.
Одна из центральных задач коммунистического строительства - обеспечение полного удовлетворения постоянно растущих общественных и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. (см. Возвышения потребностей закон) и согласно коммунистическому принципу: «От каждого по способности, каждому - по потребности».
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же. Наёмный труд и капитал, там же, т. 6; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; Фортунатов Г., Петровский А., Проблема потребностей в психологии личности,
«Вопросы психологии», 1906, № 4; Мясищев В. Н., Проблема потребностей в системе психологии, «Уч. записки ЛГУ. Серия философских наук», 1957, в. 11, № 244; Румянцев А. М., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, М., 1966; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Радаев В. В., Потребность как экономическая категория социализма, М., 1970; Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 3, М., 1970; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции, М., 1971; Обуховский К., Психология влечений человека, М., 1972. См. также лит. при ст. Мотивация.
В. А. Ядов.


Потребляющий   
Потребности   
Потребностно-Информационная Теория