Пракситель

Пракситель в Энциклопедическом словаре:
Пракситель - (ок. 390 - ок. 330 до н. э.) - древнегреческий скульптор.Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах.Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность(''Афродита Книдская'', ''Отдыхающий сатир'' - известны по копиям).


Старший (5 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор из Афин,отец Кефисодота Старшего, дед Праксителя (Младшего), прадед КефисодотаМладшего. Исполнил скульптурные изображения (метопы или фронтоны) подвиговГеракла для храма героя в Фивах.

Значение слова Пракситель по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пракситель (Praxiteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам воинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора — материала, более пригодного для задач новоаттичессой школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных по содержанию. Наибольшей славой пользовалась Афродита, изваянная П. для города Книда; предание гласит, что натурщицей для нее служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собой идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагой, правой рукой стыдливо прикрывающей себе лоно, а левой опускающей покрывало на вазу, стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини — Афродита Мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской Афродиты, из-под резца П. вышли Афродиты: косская, феснийская, александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовной страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его "Фавн", насколько можно судить о нем по копии Капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека-полукозла, каким изображало его древнее искусство; у П. это — грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося стрелой в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени дошло несомненно оригинальное произведение П. — знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г. при раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис, которого держит Гермес, лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов — крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом руку малютку Диониса, он манит его каким-то предметом, который держит в другой руке — по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта — верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте, в Англии. А. А. С.

Определение слова «Пракситель» по БСЭ:
Пракситель (Praxitйles)
(около 390 до н. э., Афины, - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П. (исполненные главным образом в мраморе) известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов; в оригинале сохранилась лишь найденная в Олимпии группа
«Гермес с младенцем Дионисом» (около 340 до н. э., Музей, Олимпия), однако ряд учёных и её считает более поздней копией. В ранних работах («Сатир, наливающий вино», около 375 до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета. В созданных П. образах богов и богинь преобладает созерцательное настроение; скульптор достигает впечатления идиллически-чувственной одухотворённости с помощью тончайшей обработки мрамора, виртуозного использования светотеневых эффектов (благодаря чему отдельные поверхности плавно перетекают одна в другую, возникает эффект «влажного взгляда»).
Среди известнейших произведений П.: «Аполлон Сауроктон» (т. е. «Аполлон, убивающий ящерицу»; около 370 до н. э.); «Афродита» для острова Кос (около 360-350 до н. э.), любующаяся своим отражением в зеркале;
«Афродита Книдская» (около 350 до н. э.), снявшая одежды перед купанием, - наиболее прославленная в древности работа П.; «Отдыхающий сатир».
Лит.: 3еест И. Б., Пракситель, М., 1941; Белов Г. Д., Пракситель, Л., 1973: Rizzo G. Е., Prassitele, Mil. - Roma, 1932.
Пракситель. Статуя «Аполлона Ликейского», найденная на афинской агоре. Слоновая кость. Музей Агоры. Афины. Фрагмент. Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя.

Пракситель. «Афродита Книдская» из Тралл (современный Айдын, Турция). Античное собрание. Берлин. Фрагмент. Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя.

Пракситель (?). Статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Бронза. Античная копия или скульптура круга Праксителя. Ок. 330 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. Фрагмент.

Пракситель (?). «Артемида из Габий». Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя. Лувр. Париж.

Пракситель (?). «Отдыхающий сатир». Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя. Капитолийские музеи. Рим.

Пракситель (?). «Гермес с младенцем Дионисом». Мрамор. Ок. 340 до н. э. Музей Олимпии.

Праксис    Пракситель    Практик