Пастель

Значение слова Пастель по Ефремовой:
Пастель - 1. Мягкие цветные карандаши для живописи, приготовляемые из спрессованного красочного порошка.
2. Рисунок, выполненный такими карандашами.
3. Техника живописи, основанная на применении таких карандашей; соответствующий жанр живописи.

Значение слова Пастель по Ожегову:
Пастель - Мягкие, приглушенного тона, цветные карандаши без оправы


Пастель Рисунок, выполненный такими карандашами

Пастель в Энциклопедическом словаре:
Пастель - (франц. pastel) - цветные карандаши без оправы, сформованные изкрасочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими(отличаются мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью).

Значение слова Пастель по словарю Ушакова:
ПАСТЕЛЬ
(тэ), пастели, ж. (ит. pastello) (живоп.). 1. только ед. Мягкие цветные карандаши для живописи. Сировать пастелью. 2. Рисунок на бумаге или картоне, исполненный такими карандашами. Выставка пастелей. 3. только ед. Рисование такими карандашами как особый вид, жанр искусства. Его специальность - пастель.

Значение слова Пастель по словарю Даля:
Пастель
ж. итал. рисованье или живопись сухими красками, цветными карандашами. Пастельные картины непрочны.

Значение слова Пастель по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пастель — цветные карандаши или картины, исполняемые такими карандашами на шероховатой цветной бумаге, на бумаге, покрытой слоем пемзы (papier pumicif), на дереве с такой же поверхностью, на шероховатой веленевой коже, пергаменте, различных материях и т.д. Для придания поверхности бумаги или материи шероховатости употребляется также тонкий песок, мельчайшие древесные и пробковые опилки; иногда пользуются полотном, которое загрунтовано мелом на клею. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гуммиарабика или гуммиадраганта как связующих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара; для этой же цели служит также овсяный отвар и молоко. Тесто, таким образом приготовленное, накладывается в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет. Пастельные карандаши могут быть весьма мягкими или же — средней твердости, в зависимости от количества и рода связующего вещества цветной массы. Карандаши приготовляются сериями разных цветов; каждая серия содержит известное число номеров основного цвета, но различной светлоты, что достигается примесью весьма тонкого порошка белой магнезии к основному красочному веществу. Некоторые жесткие краски, обладающие в порошке слабым сцеплением, должны быть стерты на мыльной воде, которая сообщает им мягкость, а прибавка гумми — и связь. Тальк и фарфоровая, а также трубочная глина, служат добавочными материалами в некоторых карандашах. Наиболее постоянными красочными веществами для П. считаются следующие: цинковые белила, мел лучший, светлая охра, прокаленная окись цинка, желтый и красный хром (хромовокислый свинец), кадмий (сернистый), красная охра, киноварь, венецианская красная, желчный камень, гаранс, индиго, берлинская или прусская лазурь, коричневая прусская (жженая берлинская лазурь), умбра, смальта, кобальт, ультрамарин, употребляются также индейская желчь и кармин, но последний в особенности изменчив от действия света. Зеленая П. приготовляется из смешанного синего и желтого порошков. Продаваемые ассортименты цветных карандашей, однако, содержат много других красочных веществ, которые по некоторым указаниям (Гупиль, "Le pastel simplifi é et perfectionné ") должны быть отнесены к изменяющимся. Таковы кассельская земля, кельнская (de Cologne) земля, битум, неаполитанская (de Naples) желтая и многие лаки. Так как при карандашах не дается ярлыков с указанием их состава и, обыкновенно, даже их названий, то выбор прочных из продаваемых наборов П. затруднителен. Техника рисования или живописи П. состоит в растирании штрихов или слоев карандаша пальцами, ладонью или мягкими растушками (из бузинной сердцевины, пробки), ватными комочками (тампонами) и шелковыми квадратными щеточками — кистями. То обстоятельство, что для слияния тонов, наложенных прямо цветными карандашами и растушками, почти всегда пользуются пальцами, которые легко при этом оцарапать до крови о неровности жесткой поверхности бумаги или иного материала, делает необходимым предварительно сглаживать поверхность песчаную или пемзовую другим листком или комочком шероховатой бумаги (напр. стеклянной), или пемзой, после чего удаляют осыпавшийся порошок флейцой — кистью, употребляемой в живописи масляными красками. Рисунок, по которому работают П., делается углем (fusain) и отчасти, в сильных местах, черным карандашом Конте или даже обыкновенным графитовым карандашом. Потом накладывают мягкими паст. карандашами главные тона на мозаичный манере, т. е. неслитыми пятнами, затем рисуют штрихами, полутвердыми карандашами и заканчивают даже пунктирно в П. малого размера. Начинают различно: одни с темных тонов, другие — светлыми; во всяком случае, светлое может быть наложено сверх более темного, по крайней мере в, том случае, когда нижний слой притерт. Художники пользуются наложением одного тона на другой для получения нового тона, который путем смешения не получится. Так, теневые места, слегка протертые черным карандашом, при наложении на них телесных тонов, сообщают последним весьма жизненную голубоватость, где то нужно. П. может служить для картин всякого содержания, но преимущественно хороша для портретов. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи — неизвестно, но в Луврской галерее хранится П., портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 г. Из французских пастеллистов особенную известность получил Латур (1704—88), написавший множество прекрасных портретов П. (см.), чрезвычайно хорошо сохранившихся до сих пор. Живопись П. имеет матовый вид, следовательно, картина не отсвечивает, но она должна быть тщательно оберегаема от пыли и сырости, посредством рам со стеклом, представляющих собой герметически закрытый футляр; солнечный, а вероятно, и близко расположенный сильный электрический свет также вредно действует на тона П. Стекло рамы не должно касаться поверхности картины. До сих пор ищут средства. закрепить слой П., подобно тому как закрепляют рисунки, сделанные обыкновенным карандашом или углем, но все, что до сих пор придумано, портит нужную бархатистость и воздушность живописи П. По существу дела кажется и не найти для П. никаких безвредных для нее закрепляющих жидкостей. Не так легко повреждаются рисунки П., сильно притертые растушкой, или рисунки, сделанные углем и потом пройденные и законченные цветными карандашами. Эти произведения также хороши в своем роде. Иные художники соединяют, особенно в эскизах и этюдах, черный карандаш, акварель и П. Для быстрого изображения скоро преходящих явлений (напр. облаков) рекомендуется П. предпочтительно перед акварелью, требующей времени для высыхания красок, но для законченных произведений пейзажной живописи она не представляет преимуществ. Живопись цветов, довольно крупных и в декоративном роде, дает хорошие результаты. Ф. П.

Определение слова «Пастель» по БСЭ:
Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta - тесто)
1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными и отформованными из стёртых в тонкий порошок разноцветных пигментов с небольшим добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса, талька и т.д. 2) Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой (чаще цветной) бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Широкое использование штриха в П. сближает её с графикой. Светоносные чистые краски П. сохраняют свою первоначальную свежесть и силу, а их слой - нежную, бархатистую матовую поверхность. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый при помощи пульверизатора).
Происхождение П. гипотетически относят ко 2-й половине 15 в., когда пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.). Термин «pastello» впервые появляется в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо (конец 16 в.). Мастера П. 16-17 вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Х. Голциус в Голландии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) практически не переступают традиций чистого рисунка. С конца 17 в. в П. усиливаются живописные тенденции. Во Франции Ж. Вивьен исполняет в технике П. настоящие станковые картины.
Расцвет П. происходит в 18 в. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекают таких мастеров, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перронно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. П. отвергается классицизмом именно из-за её изнеженности, приглушенности, отсутствия в ней линеарной напряжённости. С 1-й трети 19 в. в технике П. работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в П. сильную линию, звучность красок и богатство фактуры) во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрлёнис в Литве. В 20 в. к П. обращается П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают советские мастера П.- С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.
Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М.- Л., 1950; Brieger L., Das Pastell, В., [1921]; Hahn R., Pastellmalerei. Einfьhrung in die Technik, 4 AufL, Ravensburg, [1948]; Robert K., Le pastel, P., 1951.
В. Д. Синюков.
Э. Дега. «Две танцовщицы». Ок. 1895. Картинная галерея. Дрезден.

Ж. Б. Перронно. Портрет М. К. де Латура. 1750. Музей Лекюйе. Сен-Кантен.

С. В. Малютин. Портрет Г. П. Передерия. 1919. Челябинская городская картинная галерея.

В. А. Серов. «В деревне. Баба с лошадью». 1898. Третьяковская галерея. Москва.

Р. Каррьера. Портрет танцовщицы Барбарины Кампани. Картинная галерея. Дрезден.

Паства    Пастель    Пастельный