Предельной Полезности Теория

Предельной Полезности Теория в Энциклопедическом словаре:
Предельной Полезности Теория - направление политической экономии,возникшее в последней трети 19 в. Разрабатывали представители австрийскойшколы: У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Баверк и др. Согласнопредельной полезности теории, ценность товаров определяется их ''предельнойполезностью'' на базе субъективных оценок человеческих потребностей.Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которуюприносит последняя единица этого блага, причем последнее благо должноудовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляетсяфактором стоимости. Субъективная стоимость - это личная оценка товарапотребителем и продавцом; объективная же ценность - это меновые пропорции,цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мерепостепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает.Предельной полезности теория пытается дать совет, как наилучшим образомраспределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченностиресурсов. Современные экономисты используют предельной полезности теорию,акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса,анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования намикроэкономическом уровне.

Определение «Предельной Полезности Теория» по БСЭ:
Предельной полезности теория - буржуазная теория, пытающаяся дать объяснение процессам ценообразования в условиях капиталистического хозяйства. Возникла в последней трети 19 в. в противовес теории трудовой стоимости К. Маркса. Разрабатывалась У. С. Джевонсом (Великобритания), Л. Вальрасом (Швейцария), К. Менгером, Э. Бём-Баверком (Австрия). Буржуазные экономисты не могли примириться с тем, что марксистская теория не только даёт объяснение процессам ценообразования, но и вскрывает источник капиталистической эксплуатации в виде прибавочной стоимости и тем самым показывает основу непримиримых противоречий между двумя основными классами капиталистического общества. Конкретно-исторические условия, способствовавшие возникновению и развитию П. п. т., были связаны с вовлечением в сферу действия капиталистического рынка новых территорий и сфер хозяйства. Усиление рыночных отношений затушёвывало производственную основу ценообразования и способствовало буржуазной фетишизации рыночных процессов.
Методологии П. п. т. присущи: 1) субъективно-психологический взгляд на действующие в рыночном хозяйстве механизмы, в основу которых кладутся оценки агентов рыночного хозяйства (продавца, покупателя), а не объективные процессы, формирующие в конечном счёте психологические оценки этих агентов. 2) Потребительский подход к объяснению сил, воздействующих на формирование цены. В этом П. п. т. коренным образом отличается от классической буржуазной политической экономии, рассматривавшей Стоимость в качестве основы цены и связывавшей эту категорию с процессами производства и трудовыми затратами в ходе производства, хотя часто объяснения классиков буржуазной политической экономии страдали эклектизмом и не вскрывали единого источника стоимости, заключённого в затратах абстрактного труда. На место категории стоимости П. п. т. ставит категорию полезности, выводя последнюю из процессов потребления. В этом едином источнике формирования цен, исходящем из потребления, из полезности, состоит монизм П. п. т. 3) Априорно-дедуктивный метод построения теории. П. п. т. исходит из ограниченного набора постулатов, имеющих характер очевидности с точки зрения
«здравого смысла», и, пользуясь ими, стремится к построению теории, не противоречащей законам формальной логики. Однако коренным пороком такого метода является отсутствие практической проверки теоретической конструкции.
К числу основных постулатов П. п. т. относятся Госсена законы. Процесс установления цены на рынке наиболее подробно описывается в работах представителей австрийской школы (Менгера, Ф. Визера, Бём-Баверка). На основе взаимоотношений т. н. рыночных пар (продавец - покупатель) пока на рынке оценки полезности товара со стороны продавца ниже, чем оценки покупателя, обмен идёт беспрепятственно. Это способствует вовлечению в обмен продавцов с более высокой оценкой полезности товара и покупателей с более низкой оценкой. Процесс обмена продолжается до тех пор, пока не встречается т. н. предельная пара, чьи субъективные оценки полезности, выраженные в деньгах, совпадают.
Субъективная оценка полезности товара этой последней пары продавец - покупатель и есть та предельная полезность, которая определяет рыночную цену товара. Это - цена равновесия, определяющая в дальнейшем течение всех сделок на рынке. Апологетическая сущность П. п. т. состоит в том, что она выводит проблему измерения и соизмерения цен из области общественно-производственных отношений в область субъективно-психологических оценок. Непротиворечивость П. п. т. оказывается мнимой, поскольку оценки полезности носят конкретно-исторический характер и зависят от сложившейся в тот или иной период структуры цен. Т. о. возникает порочный логический круг: цены - полезности - цены. Полезность и предельная полезность есть не что иное, как свойства потребительной стоимости (см. Товар). Между тем потребительные стоимости невозможно соизмерить непосредственно. Соизмерению они подвергаются в той мере, в какой они являются носителями стоимости, т. е. определённого количества абстрактного труда, выраженного в единицах общественно необходимого рабочего времени. В марксистской литературе даётся также критика модификаций
П. п. т. (метода кривых безразличия, теории выявленных предпочтений).
Лит.: Hilferding R., Bцhm-Bawerks Marx-Kritik, «Marx - Studien», Bd 1, W., 1904; Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 1, М., 1962; Козлова К., Энтов Р., Теории цены, М., 1972.
Ю. Б. Кочеврин.

Предельное Состояние    Предельной Полезности Теория    Предельной Производительности Теория