Прерафаэлиты

Значение слова Прерафаэлиты по Ефремовой:
Прерафаэлиты - Группа английских художников середины XIX в., проповедовавшая возврат к формам итальянской живописи раннего Возрождения (до Рафаэля).

Прерафаэлиты в Энциклопедическом словаре:
Прерафаэлиты - (от лат. prae - перед и Рафаэль) - группа английскиххудожников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом ''наивное'' искусствосредних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены ''Братствапрерафаэлитов'' (1848-53, Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э. Миллес),критиковавшие с романтических позиций современную культуру, соединялискрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Поздние прерафаэлитыво главе с У. Моррисом стремились возродить средневековое ручное ремесло.

Значение слова Прерафаэлиты по словарю Ушакова:
ПРЕРАФАЭЛИТЫ
(рэ), прерафаэлитов, ед. прерафаэлит, прерафаэлита, м. (от латин. приставки prae - до, перед и имени ит. художника Рафаэля) (искус.). Группа художников в Англии в середине 19 века, проповедовавшая возврат к примитивным формам ранней итальянской живописи до Рафаэля.

Значение слова Прерафаэлиты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Прерафаэлитыгруппа английских художников и поэтов, образовавшаяся в начале 50-х годов XIX столетия с целью борьбы против условности в английском искусстве первой половины века, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлитов" должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения и такое же, как у последних, благоговейное следование природе. Членами братства П. сделались художники и писатели, имена которых стали с тех пор знамениты: Данте-Габриель Россети, его брат Вилльям, Гольман Гент, Джон-Эверет Милле, скульптор Вульнер Коллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремя условными буквами P. R. B. (Pre-Raphaelite Brotherhood). Лучшим из их произведений была картина Г. Гента "Светоч мира". Она изображала смелую, спокойную и свободную фигуру Христа, стоящего с зажженным фонарем в руках в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее уверенным движением руки. Выше всего художники братства ставили одухотворенность замысла. Они отождествляли искусство с религией и смотрели на картину как бы на молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами. Они считали искусство служением Богу и полагали, что содержанием художественных произведений должно служить преимущественно все то, что говорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне, открывающейся душе человека только посредством символов. В начале П. предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражать религиозное и мистическое настроение, причем избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в "Светоче мира" Гента в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображен таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища. В понимании П. символ отличается от простой аллегории тем, что живет своей собственной жизнью. П. старались воспроизводить с величайшей добросовестностью и точностью всякий предмет, всякую подробность внешнего мира, прежде всего изображать жизнь и правду, а затем уже показывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений. Они стремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений, а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей. Некоторые (Гук, Льюис, Линнель и др.) разрабатывали пейзаж, внося в него то же изумительное изучение частностей. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков, унаследованным ими от предшественника этой школы, Тернера. Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими книгами (в особенности "Modern Painters") на развитие эстетического вкуса в Англии; он уяснил значение Тернера и привел в систему идеи П. относительно искусства. Он был не созидателем искусства П., но его толкователем и товарищем его первых деятелей. Рескину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью, — говорит он, — и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это не мыслящим и не зрящим — таково назначение художника. Этого требует от него Бог". В этих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились разрушить рамки условности и одухотворить искусство религиозным и этическим содержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена, т. е. выражен протест против условности во имя правды и понимания искусства как служения религиозно-нравственной идее. Члены братства пошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала развиваться группа художников и поэтов, примкнувших к эстетическому миросозерцанию П. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др. Ср. J. Ruskin, "Praeraphaelitism" и "Modern Painters"; R. de la Sizeranne, "La peinture anglaise contemporaine"; Ernest Chesneau, "La Peinture Anglaise"; З. Венгерова, "Литературные характеристики". З. Венгерова .

Определение слова «Прерафаэлиты» по БСЭ:
Прерафаэлиты (от лат. рrае - перед и Рафаэль
английские художники и писатели 2-й половины 19 в., ставившие целью возрождение «искренности», «наивной религиозности» среденвекового и раннеренессансного искусства («до Рафаэля»). «Братство прерафаэлитов»
(англ. Pre-Raphaelite Brotherhood) было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом, испытавшими влияние Ф. М. Брауначерез него - нем. назарейцев) и поддержанными Дж. Рескином. Выступая с романтической критикой буржуазной культуры, П. противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения)
«священный огонь», «живую веру» т. н. примитивов, отвергнутых эстетикой нового времени. Неисторическая апология средневековья, связанная у П. с требованием эстетизации современной жизни, вела к преобладанию в их творчестве принципа стилизации, черт преувеличенного декоративизма в сочетании с тщательной детализацией. Поэзия П., в частности Россетти, отмечена в духе Дж. Китса чувственным отношением к красоте (что сближает с П. поэтов А. Теннисона, Р. Браунинга, а впоследствии - А. Ч. Суинберна) и спиритуалистическим культом любви, основанным на традициях средневековой итальянской литературы. После распада
«Братства» в 1853 новый подъём движения П. начинается с конца 1850-х гг., когда вокруг Россетти группируются свежие силы - художники У. Моррис, Э. Берн-Джоне, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись П. развивается в сторону сложной, до пряности расцвеченной плоскостной орнаментики и мистической усложнённости образного строя (Россетти, Берн-Джоне). Более широкий характер носит деятельность убеждённого социалиста Морриса, который стремился воссоздать в противовес обезличенному машинному
«одухотворённое» ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Он объединил многих мастеров (в т. ч. Ф. М. Брауна, А. Хьюгса, архитектор Ф. Уэбба) в возрождении английского декоративно-прикладного искусства (рисунки для разнообразных изделий организованных Моррисом художественно-промышленных мастерских, оформление изданий Келмскоттской типографии и т.д.).
Идеи и практика П. во многом повлияли на развитие Символизма и эстетизма «конца века» в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля «Модерн» в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусствах, легли в основу теории активной
«жизнестроительной» роли искусства в социальном процессе.
Лит.: Венгерова З. А., Литературные характеристики, [т. 1] - Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897; Ruskin J., Pre-Raphaelitism, L., 1851; Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite imagination. 1848-1900, [Lincoln], 1968; H
цnnighausen L., Prдraphaeliten und Fin de Siиcle, Mьnch., 1971.
А. Н. Дорошвич.
Прерафаэлиты. Э. Бёрн-Джонс. «Поклонение волхвов». Шпалера, вытканная в мастерской У. Морриса. Эрмитаж. Ленинград.

Прерадович    Прерафаэлиты    Прервать