Палиашвили

Палиашвили в Энциклопедическом словаре:
Палиашвили - Захарий Петрович (1871-1933) - грузинский композитор, народныйартист Грузии (1925). Брат И. П. Палиашвили. Один из основоположниковгрузинской профессиональной музыки. Оперы ''Абесалом и Этери'' (1918),''Даиси'' (1923) и др. Профессор Тбилисской консерватории (с 1919).


(Палиев) Иван Петрович (1868-1934) - грузинский дирижер,народный артист Грузии (1924). Брат З. П. Палиашвили. Руководилсимфоническими и оперными оркестрами в различных городах России; с 1922дирижер Грузинского театра оперы и балета.

Определение слова «Палиашвили» по БСЭ:
Палиашвили - Захарий Петрович [4(16).8.1871, Кутаиси, - 6.10.1933, Тбилиси], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, крупнейший представитель грузинской классической музыки, народный артист Грузинской ССР (1925). Сын певца церковного хора. Музыке обучался в школе при католическом костёле, где пел в хоре и учился игре на органе. Уроки фортепьяно брал у Ф. Мизандари. В 1895-99 занимался в Тбилисском музыкальном училище по классу валторны; теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского. В 1900-03 учился в Московской консерватории по классу композиции С. И. Танеева, занятия с которым сблизили П. с русской музыкальной культурой, способствовали развитию его композиторского мастерства. Как видный музыкально-общественный деятель, П. активно участвовал в основании Грузинского филармонического общества (1905), возглавлял хор, оркестр, музыкальную школу, созданные по его инициативе при этом обществе (1908-17). С 1919 профессором, в 1919, 1923, 1929-32 директор Тбилисской консерватории.
П.- один из основоположников грузинской национальной профессиональной музыки; глубоко народные, национальные по содержанию и стилю произведения П. вместе с тем следуют лучшим традициям русской музыкальной классики. Центральное место в его творческом наследии занимают оперы
«Абесалом и Этери» (1919, Тбилиси) и «Даиси» («Сумерки», 1923, Тбилиси), открывшие новую эпоху в истории грузинского музыкального искусства. Музыкальный язык опер П. прочно опирается на грузинский народный фольклор. Значительное место отведено хору. Борясь против национальной замкнутости, П. преодолел разобщённость многочисленных диалектов грузинского песенного творчества, обобщил характерные стилистические особенности различных этнографических ветвей грузинской народной музыки и создал единый общенациональный музыкальный язык, легший в основу грузинской музыкальной классики.
В числе сочинений П. опера «Латавра» (1927), «Торжественная кантата» (к 10-летию Октябрьской революции, 1927), грузинская сюита на народные темы для симфонического оркестра (1928), обработка для смешанного хора Грузинской литургии, романсы, хоры, обработка народных песен для хора а капелла и с симфоническим оркестром (П. собрал и записал около 300 народных песен, часть которых опубликовал в 1910 в «Сборнике грузинских народных песен»).
Имя П. присвоено Грузинскому театру оперы и балета.
Лит.: Донадзе В., Захарий Палиашвили, 2 изд., М., 1971; Тактакишвили О., Неугасимый факел грузинской музыки, «Советская музыка», 1971, № 8.
З. П. Палиашвили.


Палиашвили - Палиашвили (по русской сцене - Палиев)
Иван Петрович [1 (13).10.1868, Кутаиси,- 7.3.1934, Тбилиси], советский дирижёр и педагог, народный артист Грузинской ССР (1924). Брат З. П. Палиашвили. Первый грузинский дирижёр, один из зачинателей национального профессионального искусства. В 1888-89 занимался в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова (композиция) и у В. И. Сука (дирижирование). С 1889 работал дирижёром оперных трупп в разных городах России, пропагандируя лучшие произведения русских и западноевропейских классиков. С 1922 главный дирижёр Грузинского театра оперы и балета. П. был одним из лучших интерпретаторов оперных произведений грузинских композиторов. Выступал также как симфонический дирижёр. В 1922-25 преподавал в оперной студии Тбилисской консерватории.

Пали    Палиашвили    Паливать