Палладио

Палладио в Энциклопедическом словаре:
Палладио - (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро - di Pietro) Андреа (1508-80),итальянский архитектор. Представитель позднего Возрождения. На основеантичных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца(палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы (''Ротонда'' близВиченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания сгородской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат ''Четырекниги об архитектуре'' (1570) способствовали развитию палладианства.


(Palladio) (наст. фам. ди Пьетро - di Pietro) Андреа (1508-80),итальянский архитектор. Представитель позднего Возрождения. На основеантичных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца(палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы (''Ротонда'' близВиченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания сгородской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат ''Четырекниги об архитектуре'' (1570) способствовали развитию палладианства.

Определение слова «Палладио» по БСЭ:
Палладио (Palladio; собственно - ди Пьетро, di Pietro)
Андреа [30.11.1508, Падуя (?),- 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство П., основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение П.- так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством.
Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. илл., - оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для П. не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру П. осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом - с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах П., проникнутых элегически-просветлённым чувством природы
(виллы: «Ротонда» близ Виченцы, 1551-1567, окончена в 1580-91 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-70, см. илл.). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565-80, см. илл.; Иль Реденторе, окончена в 1592, см. илл.), П., совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580-85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). П. прославился также трактатом
«Четыре книги об архитектуре» (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, П. опубликовал трактат
«Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). П. оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17-18 вв. (см. Палладианство).
Соч. в рус. пер.: Четыре книги об архитектуре, 2 изд., М., 1938.
Лит.: Аркин Д. Е., Палладио в Виченце, в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 290-308; Bolletino del Centro di studi d’architettura «Andrea Palladio», с 1958 (изд. продолж.); Pane R., Andrea Palladio, Torino, 1961; Ackermann J., Palladio..., Harmondsworth, 1966.
М. Н. Соколов.
Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне).

Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг.

Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566.

Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551-67. Окончена в 1580-91 архитектором В. Скамоцци.

Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570.

Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.

Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580-85. Окончен архитектором В. Скамоцци.

А. Палладио.

Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио.

Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560-70. Архитектор Палладио.

Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.

Палладин    Палладио    Палладирование