Прадьюмна

Значение слова Прадьюмна по словарю Брокгауза и Ефрона:
Прадьюмна (санскр. Pradyumna от pra — про- и dyumna — блеск, великолепие) — индийский бог любви, сын Кршны, от Рукмини, первый из его 108000 сыновей. Шестилетним ребенком он был похищен у родителей демоном Шамбара и брошен в море, ибо Шамбара знал, что П. убьет его. В море П. проглотила большая рыба, которая была поймана и принесена в дом Шамбары. Когда ее вскрыли, в ней нашли прекрасного ребенка. Жена Шамбары, Майадеви, или Майа-вати, предупрежденная мудрецом Нарадой о происхождении этого ребенка, взяла его под свое покровительство. Когда ребенок стал юношей, она вступила с ним в любовную связь и рассказала ему, кто он и как был похищен Шамбарой. П. вызвал демона на бой и, после долгой борьбы, убил его; затем, вместе с Майя-вати, он полетел по воздуху и спустился во внутренние покои отцовского дворца. Кршна представил его тогда его матери Рукмини, "вместе с добродетельной Майа-вати, женой его", объявив, что эта последняя есть в сущности богиня красоты — Рати (см.). П. был также женат на своей двоюродной сестре Какудмати, дочери его дяди по матери — Рукмина (см.). П. был убит в Двараке, во время пьяной ссоры. Так рассказывает историю П. Вишну-пурана, прибавляющая, что П., хотя и считался сыном Кршны, но был в сущности воплощением бога любви Камы, или Манматхи, испепеленного блеском Шивы (откуда и имя П.). Богиня Рати, после гибели Камы, желая помочь его воскрешению, приняла образ Майи и своими обманчивыми чарами покорила себе демона Шамбару, чтобы в надлежащее время помочь П. В Гариванше рассказывается, что П. имел также женой Прабхавати, дочь царя Ваджранабхи, к которой он прилетел в первый раз в виде пчелы и спрятался в цветочной гирлянде, приготовленной для нее. Магабхарата делает П. Санат-кумарой, сыном Брахмы. П. изображается в образе мужа, с венцом на голове; все его тело (желтого цвета) покрыто украшениями из жемчуга, драгоценных камней, золота и серебра. В одной руке он держит лук из сахарного тростника, с тетивой из насекомых, в другой — стрелу; на спине его колчан. Знаменем его служит рыба, верховой лошадью — попугай. Жена его Рати изображается вместе с ним в образе женщины с длинными черными волосами, собранными в косу длиной до земли. Как и П., она носит на голове венец, и разукрашена так же, как он. С. Б—ч.

Прадье-Фодере    Прадьюмна    Пражак